МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Виктория Зайнуллина
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - важный период для его дальнейшего развития. В это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития в дошкольном возрасте, что особенно важно для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него формируются механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к функционированию в окружающем мире без зрительного контроля.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Поэтому проблема развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения так актуальна, и определяется тем, что развитие осязания и мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер жизнедеятельности, что важно для их социализации и интеграции в окружающий мир.

Развитие органов чувств у детей происходит очень интенсивно. Дети получают представления об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. У детей с нарушениями зрения восприятие окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе, они получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию. Нарушенное зрение затрудняет получение сенсорной информации о предметах окружающего мира и отрицательно сказывается на развитии умения использовать их в деятельности.

У детей с патологией зрения снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие осязательной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, скоординированных действий глаза и руки, моторной готовности руки к письму. Между зрением и осязанием много общего. Их основное сходство – в двигательном поведении. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.

Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Проблеме развития детей с патологией органа зрения и определению средств коррекции посвятили свои работы ученые – тифлологи: Т. А. Власова, Л. П. Григорьева, В. З. Денискина, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова. Эти авторы определили специфику становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. Особое внимание уделяется использованию осязания при познании предметов окружающего мира и оперировании ими (Л. И. Плаксина, Л. А. Ремезова и др). Роль осязания в усилении компенсаторных процессов у детей с нарушениями зрения показана в исследованиях А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой и др.

Проблема развития осязания и мелкой моторики успешно решается в различных видах деятельности: в изобразительной деятельности, конструировании, игровой деятельности. Эти виды деятельности способствуют согласованности в работе органа зрения и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук (Т. А. Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова).

1. Понятие «мелкая моторика». Особенности осязания и мелкой моторики рук у детей с патологией зрения

Ребенок большую часть информации получает благодаря зрению. Ребенок со зрительными нарушениями нуждается в получении информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств: через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Именно благодаря им ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного. Осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Развитие осязания - хорошая основа для развития мелкой моторики [8, с. 3].

Осязание – это один из важнейших видов деятельности человеческого восприятия, основанный на тактильных и двигательных ощущениях, которые отражают пространственные и физические свойства предметов. Органом осязания является рука. Осязание, как и зрение позволяет выяснить форму, протяженность, величину предмета, свойства и качество материала из которого он сделан, установить пропорциональные отношения. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной. Осязание является необходимым компонентом человеческой деятельности, а при нарушении зрения компенсирует его познавательные и контролирующие функции [6, с. 192].

В психологии принято выделять пассивное (кожною покрова ладони руки или любой другой части тела) и активное, или гаптика (активное ощупывание объектов); инструментальное (при помощи какого-либо инструмент или орудия, или опосредствованное, осязание [6, с. 184].

Моторика - (от лат. Motor – приводящий в движение) – это двигательная активность организма, его органов и частей (нервная, мышечная, костная системы). Умение стоять, ходить, бегать, прыгать и т. д. – это общая моторика, а разнообразные мелкие и точные движения кистей и пальцев рук – это мелкая моторика. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, восприятием ребенка, через неё развиваются высшие психические функции, как зрительная и двигательная память, воображение, мышление и речь. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат [3, с. 40].

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять социально-бытовые действия: зашнуровывать ботинки, завязывать бантики, манипулировать мелкими предметами, писать, рисовать и т. д., поэтому от развития мелкой моторики напрямую зависит качество жизни.

При нарушении зрения возникают вторичные отклонения, связанные с отклонением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно – образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций: нарушается быстрота, точность, координация, темп движений. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это отражается на координации, согласованности действия рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной патологией зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются на своё дефектное зрение, которое им даёт ограниченную, а иногда и искажённую информацию; другие с очень низкой остротой зрения, которые опираются, в основном на осязание, не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности [15, с. 100].

Движения пальцев рук у детей с патологией зрения неуклюжи, малокоординированы, нарушены точность и темп сенсомоторики. Уровень развития речи дошкольников с различной сенсорной патологией также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кисти (14, с. 50).

Двигательная организация пальцев рук у детей с нарушением зрения характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, нарушений оптикопростанственной ориентации. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами.

Из-за нарушений зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметами – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или чрезмерно напряжёнными. Всё это задерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности и обогащения социального опыта детей [16, с. 56].

В условиях зрительной депривации ребенок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создает определенный психологический дискомфорт, отрицательно влияет на развитие личности в целом.

Таким образом, осязание –вид деятельности человеческого восприятия, основанный на тактильных и двигательных ощущениях, которые отражают пространственные и физические свойства предметов. Органом осязания является рука. Осязание является средством компенсации нарушенного зрения, так как оно позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира.

Мелкая моторика - разнообразные мелкие и точные движения кистей и пальцев рук. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, восприятием ребенка, через неё развиваются высшие психические функции: зрительная и двигательная память, воображение, мышление и речь.

Дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук. Это связано с тем, что такие дети полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть практическими действиями. Все это создает психологический дискомфорт, отрицательно влияет на развитие личности в целом.

Поэтому развитие осязания и мелкой моторики может стать эффективным средством познания окружающего мира.

2. Значение разных видов детской деятельности в коррекции мелкой моторики слабовидящих детей : продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирования, ручного труда, игровой деятельности

При нормальном зрении дети получают адекватную информацию о предметном мире, а в процессе различных видов деятельности соответственно возрастным возможностям формируются определенный уровень предметно-практических действий (10, с. 33).

Нарушения зрения приводят к обеднению предметных и пространственных представлений, причём, суженная информация об окружающих предметах может быть не всегда достоверной, точной и чёткой. Развитие сенсорных функций в условиях зрительной недостаточности нередко задерживается. Дети затрудняются в сличении, узнавании, различении предметов по цвету, форме, величине, в аналитическом восприятии свойств предметов. Они испытывают затруднения в определении сочетаний цветов, расчленении формы предметов на составные части, установлении сходства, выделении отдельных измерений величины: длины, ширины, высоты, толщины [13, с. 11].

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы в процессе различных видов детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся зрительно обследовать предметы, овладевают компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи и мышления. (11, с. 2)

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, в продуктивной деятельности. Под продуктивной деятельностью понимается деятельность, в результате которой получается продукт, придуманный детьми: рисунок, поделка и другое. К продуктивным видам деятельности относятся: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд. Такие виды детской деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, помогают связи рука-глаз.

Проблема развития мелкой моторики наиболее успешно решается на занятиях по изобразительному искусству, так как именно данная двигательная деятельность способствует развитию сенсомоторики, то есть согласованности в работе органа зрения и рук, а также совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук [14, с. 50].

Например, рисование – это занятие очень полезное и любимое всеми детьми, так как рисовать можно разными материалом и способом на бумаге, на картоне, оргстекле, фольге, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте, используя различные техники изображения. Изображать можно не только кисточкой и карандашом, но и пальчиками, ладошками, ниткой и др. ; ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить её или нарисовать самому. Все это развивает глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки, улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. [4, с. 15].

Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать. В процессе лепки происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах рук, укрепляются мышцы рук ребенка [15, с. 89].

Аппликация – это вид деятельности, который выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, др. материал) кусочков того или иного материала различных цветов. Выполнение бумажной аппликации предполагает освоение графических навыков (действовать карандашами, линейкой, трафаретом). Дети учатся пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать. У детей развивается восприятие пространственных представлений, цвета, глазомер, чувство формы, зрительная и двигательная память, произвольное внимание, самостоятельность, формируется общая умелость рук. На занятиях дети знакомятся со свойствами разных материалов: кожа, бумага, солома, ткань и т. д., благодаря чему усиливаются тактильные ощущения. Дети учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги [7, с. 45].

Конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения. Конструирование бывает по образцу, по заданной теме, по условиям, по замыслу, по модели. [13, с. 13]. Создавая постройки, дети учатся понимать строение, признаки предметов реального мира, планировать свои предметные действия, что обогащает представления и образы, которыми они оперируют. В процессе таких занятий у детей формируются необходимые технические умения. Работа с конструктором направлена на совершенствование координации движений, развитие осязания и мелкой моторики. При ощупывании разных по форме, величине, фактуре геометрических фигур, мозаики дети упражняются в запоминании ощущений от прикосновения к этим предметам, сравнивают образы этих предметов в мысленном плане, т. е. идет опора на мышечную «осязательную» память. В процессе таких упражнений у детей развивается тактильное восприятие, координация рук и глаз. Конструирование способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, настойчивость, достижение цели, развивает творческое воображение [13, с. 96].

Осязание лежит в основе овладения детьми с нарушениями зрения операциями ручного труда, который включает в себя шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр. Большое количество разнообразных операций ручного труда, становятся доступными для детей с патологией зрения, так как активно действующая рука не только отражает свойства предметов, но контролирует и регулирует само действие (6, с. 193).

В ручном труде дети знакомятся со свойствами материалов, учатся пользоваться орудиями труда. В процессе этой работы дети сравнивают на ощупь, выделяют размер, величину, пропорции, соотношения деталей в предмете. Так развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий [10, с. 33].

Все виды детской деятельности связаны друг с другом. Конструирование тесно связано с игрой и имеет большое значение для развития ребёнка. Широко используются в процессе обучения конструированию и дидактические игры. Использование дидактических игр и упражнений должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, которое осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручном труде.

Игровая деятельность детей с нарушениями зрения основана на нормальном функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действительность сужаются. При отсутствии вмешательства взрослых, ребенок с нарушениями зрения не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие [6, с. 192].

Желая оказать эффективную помощь ребенку с нарушениями зрения, необходимо знать, как протекает развитие ребенка с нарушениями зрения, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования его развития и как преодолевать появляющиеся трудности [8, с. 2].

Таким образом, в процессе различных видов детской деятельности: на занятиях, в играх, труде у детей с нарушениями зрения овладевают компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи и мышления. У них формируется уровень предметно-практических действий, происходит формирование навыков осязания и мелкой моторики.

Например, использование разных материалов и техник изображений в рисовании у детей развивает глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки, улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, преодолевается неуверенность и скованность движений. Во время лепки укрепляется мускулатура пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, происходит естественный массаж точек на ладонях и пальцах рук. На занятиях по аппликации, конструированию, ручного труда у детей развивается восприятие пространственных представлений, цвета, чувство формы, зрительная и двигательная память, формируется общая умелость рук. В процессе занятий дети сравнивают на ощупь, выделяют размер, величину, пропорции, соотношения деталей в предмете. Так развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий.

Все виды детской деятельности связаны друг с другом. Так, конструирование тесно связано с игрой. Использование игр и упражнений сочетаются с сенсорным воспитанием, которое осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручном труде. С помощью игр и упражнений можно оказать эффективную помощь ребенку с нарушениями зрения с целью стимулирования его физического и психического развития, преодоления трудностей.

3. Игры и упражнения, направленные на коррекцию осязания и мелкой моторики рук

С самого раннего детства необходимо тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания [8, с. 2].

Для развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук у слабовидящих детей большую роль играет игра. Игра с детьми помогает достичь наилучшего результата, так как в игре ребёнок смел, раскрепощён, в игре всегда присутствует воображаемая ситуация. В игре ребёнок творит. Иногда достаточно одной фразы для того, чтобы ребёнок вошёл в образ сказочного героя и выполнял задание с большим интересом и ответственностью. Так, например, играя в Золушку, дети с удовольствием перебирают крупу, горох, фасоль, одновременно развивая пальцы и закрепляя знания о том, из чего делают кашу, варят суп и т. На любых занятиях в детском саду можно осуществлять работу по развитию мелкой моторики рук и по развитию осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, включая определённые игры, упражнения. Существуют различные игры: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой, игры на нанизывание, игры с пластилином, игры с бумагой, фольклорные пальчиковые игры, игры на выкладывание, игры с мозаикой и др. [3, с. 18].

Например, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков: умений пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, манипулировать мелкими предметами. Игры с бумагой делают пальцы ребенка гибкими, умелыми, послушными и сильными. Игры на выкладывание развивается щипковый захват указательным и большим пальцами; развивается движения «глаз-рука». Игры на развитие тактильного восприятия учат ребенка сравнивать предметы по качеству. Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть или карандаш, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными [3, с. 11].

Для игр на развитие осязания и мелкой моторики можно использовать следующие средства: наборы пористых губок, наборы колец различной величины для нанизывания на стержень, цветные клубки ниток для перематывания, деревянные игрушки (собрать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков поезд и т. д., мозаика по возрастающей сложности, бусы, бисер, пуговицы, наборы веревочек, набор мелких игрушек, дощечки с материями различной шероховатости (наждачка, бархат, шелк, мешковина, мех и т. д.) и прочее [9, с. 39].

А. В. Петров в «Игротеке «Ловкие ручки» предлагает различные игры-упражнения, которые снимают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность в общении, хорошо развивают тонкие движения пальцев, мышцы предплечья, развивают движения глаза и руки. Например, игра-упражнение «Гоночная трасса» (6-7 лет). На поверхности стола, пола или другой, специально созданной, образуется «колея» (некоторое углубление или просто нарисованная линия). «Колея» представляет собой замкнутое, но изогнутое в разных направлениях очертание. Игроки, используя небольшой предмет (машинку, грецкий орех, шарик и т. п., должны продвигать своеобразного «гонщика» от старта к финишу, совершая при этом разнообразные движения кистью руки. Правила данной игры-упражнения могут усложняться: не перехватывая предмет рукой, не отрывая предмет от «колеи», не менять своего положения относительно игровой поверхности. В социальном плане, в зависимости от предварительной мотивации, данное упражнение может рассматриваться и как способ коммуникации между игроками, и как способ сотрудничества (помощь болельщиков). Кроме того, игра может предполагать различные вариации и дополнения. В качестве «гонщика» можно использовать предметы разнообразных материалов (войлока, стекла, глины, дерева, металла) и форм (палочек) [9, с. 30].

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда Учитель-логопед МБДОУ д/с № 70 г. Белгород Акиншина Наталья Сергеевна В наше время можно заметить существенную закономерность – «Пальцы.

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и речевых функций у детей с нарушением зрения Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется.

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи и тем более общее недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени.

Консультация для родителей «Необходимость развития мелкой моторики для детей с нарушением зрения» Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зренияРазвитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения.

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич.

Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2-3 ГОДА) Статья посвящена воздействию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 22:08
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД