МААМ-картинки

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мария Попова
Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (далее ДЦП) - это заболевание головного мозга, при котором, в первую очередь, поражаются двигательные системы мозга, вторично - наблюдаются различные психомоторные нарушения. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект в виде задержки формирования, недоразвития, нарушения или утраты двигательных функций в зависимости от формы ДЦП (спастическая диплегия, двойная гемиплегия (тетрапарез, гиперкинетическая форма, атонически-астатический синдром).

Публикация «Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременной оказание специальной педагогической помощи. Врачи давно отмечают, что ранняя педагогическая абилитация таких детей имеет решающее значение и для улучшения их психофизического состояния, и для обеспечения жизнедеятельности ребенка в целом. Развитие двигательной сферы, мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка с ДЦП. Это основа развития всех психических процессов, речи, выработки навыков самообслуживания, развития манипулятивной деятельности, конструирования, рисования, а в дальнейшем - формирования учебных навыков чтения и письма. Данные современной медицины доказывают необходимость раннего начала коррекционных мероприятий с детьми с ДЦП для формирования необходимых навыков и умений при самообслуживании, игровой и учебной деятельности, социальной адаптации. Все специалисты нашего РЦ обращают внимание на важность и необходимость своевременного развития мелкой моторики у детей с ДЦП. Наш РЦ посещают дети от трех лет, так как развитие мелкой моторики у детей с ДЦП следует начинать с раннего детства. Руки принимают важное участие в жизни ребенка (вставание, захват предметов и т. д.). Почти у всех детей c ДЦП отмечаются задержка и нарушения формирования двигательных функций, что отрицательно сказывается на физическом развитии, ограничивают предметно-практическую деятельность и процесс восприятия окружающего.

Развитие общей и мелкой моторики является важнейшей частью системы воспитания и обучения детей с ДЦП. Эта работа начинается с диагностического обследования на основе диагностики для выявления уровня развития ручных умений и навыков ребенка. Результаты диагностики учитываются в процессе работы по формированию мелкой моторики с учетом возраста, формы заболевания. Работа по формированию двигательных навыков и умений проводится в разных формах обучения: индивидуальной, подгрупповой. На занятиях используются игры, которые не предполагают, большой двигательной активности, сложных движений и в которых могут участвовать дети. Так же на занятиях используются комплексы пальчиковой гимнастики. Эти игры и упражнения динамичны, эмоционально приятны, не допускают перегрузки и переутомления детей. Кроме того, в занятия включаются элементы рисования, лепки, аппликации как составные части работы по развитию общей моторики. Использование игр с мелким раздаточным материалом способствует формированию правильного захвата предметов у детей младшего возраста. Детям старшего возраста предлагается плоскостной материал (плоскостные изображения предметов, геометрических фигур). Использование трехгранных карандашей, тренажеров для левшей и правшей способствует формированию правильного удержания карандаша, формированию начальных графических навыков у детей. При проведении упражнений по развитию мелкой моторики, используются различные приемы: зрительные (наглядность, образец педагога, тактильные (массаж, игры на развитие тактильного восприятия, например, "Чудесный мешочек", речевые (инструкция педагога, художественное слово). При выполнении ребенком задания используется не только наглядность, но и реальная помощь в выполнении движения, когда рука педагога удерживает руку ребенка, одновременно проговаривая последовательность выполнения движения и помогая выполнить движение более точно, целенаправленно. Чем тяжелее двигательное нарушение у ребенка, тем активнее помощь взрослого. Для развития мелкой моторики у детей с выраженными нарушениями рук целесообразно использование крупного дидактического материала - крупных пирамидок, мозаики, мягкого конструктора и т. д. Игры, упражнения с мячом су-джок, природным и бросовым материалом, игрушками разного размера и фактуры способствуют развитию мелкой моторики и тактильных ощущений у детей с ДЦП. Для развития силы пальцев рук используются различные эспандеры, массажеры.

Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных навыков способствуют занятия по физкультуре, проводимые специалистом ЛФК. Для проведения этой работы в нашем РЦ есть необходимое оборудование: специализированное помещение, спортивный комплекс, ортопедические мячи, модули, специальные приспособления для передвижения по РЦ (коляски, ходунки, поручни) и т. д. Работу по развитию мелкой моторики в нашем РЦ проводят на занятиях по труду, изобразительной деятельности: детей младшего возраста педагоги учат правильно держать кисть, карандаш, используя прием "рука в руке"; детей старшего возраста учат пользоваться ножницами, трафаретами, различными приемами лепки, рисования, изготовления поделок из природного и бросового материала. Большая заслуга в развитии общей моторики, двигательных навыков у детей с ДЦП принадлежит и другим участникам педагогического процесса нашего РЦ: музыкальному руководителю, инструктору по ЛФК, специалисту по массажу. Обучение движениям они проводят на своих занятиях с детьми в игровой и увлекательной форме. Важную роль в коррекционно-педагогическом процессе принадлежит родителям. Родители получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, выполнению заданий и игр по развитию двигательных навыков и умений, посещают занятия, получают консультации специалистов РЦ. Тесный контакт родителей и педагогов обеспечивает успех в развитии и коррекции нарушенных двигательных функций у детей.

Таким образом, раннее комплексное коррекционное воздействие позволяет достичь положительных результатов в развитии двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эффективность этой работы достигается в результате согласованности действий педагогов и специалистов РЦ, родителей.

Публикации по теме:

Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата «Здоровье до того превышает все благо жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» Шопенгауэр. Быть здоровым – это естественное.

Фотоотчет о совместной творческой деятельности средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппаратаФотоотчет о совместной творческой деятельности средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата оторепортаж о совместной творческой деятельности родителей и детей средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Изготовление.

Конспект НОД «Сюжетно-игровое занятие по развитию опорно-двигательного аппарата у дошкольников» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное.

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно — двигательного аппарата детей дошкольного возраста Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее.

Отчет по самообразованию «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата» Перед дошкольным учреждением в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Проект «Здоровьесберегающие технологии как фактор укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста» Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как сердце, как глаз.

Упражнения и игры для родителей по профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей Ходьба • по массажной дорожке • по широкой дорожке ЛФК • по модулям (попеременным и приставным шагом) • по следам (при вальгусной постановке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 17:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД