Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

Компанеец Олеся Николаевна
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

Проблема развития мелкой моторики является значимой и актуальной. Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. В последнее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. В настоящее время в мою речевую группу входят дети с ОНР. У которых нарушены – психические процессы, речевое развитие, моторика. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших по-лушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» размещена в разделах

В прошлом учебном году мною проводилась диагностика развития мел-кой моторики, где я увидела какие трудности испытывают дети с речевым нарушением.

В начале учебного года дети имели в основном низкий уровень развития мелкой моторики и графомоторного навыка, что показывает низкий уровень развития речи. К концу года уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи повысился с низкого до среднего, со среднего до высокого.

1 застегивать пуговицы, крючки,

2 завязывать узлы, банты

3 обведение контуров мелких фигур, трафаретов

4 составление фигурок из мозаики

5 вырезание ножницами мелких фигурок из бумаги

6 штриховка, раскрашивание

Проведенная диагностики в 2012 учебном году позволила проанализировать уровень развития мелкой моторики. На данный момент у детей с ОНР слабо развита мелкая моторика (вырезание ножницами, штриховка, раскрашивание, застегивание крючков, пуговиц, молний и т. д., что показывает низкий уровень развития речи.

Рациональным способом решения проблемы станет включение в учебный процесс дошкольного образовательного учреждения проект «Волшебные пальчики», призванного сформировать навыки мелкой моторики, способствующие развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми над развитием мелкой моторики, следует помнить, что эта работа связана с развитием речи, сенсорики, творческих способностей и психических процессов. Дети расширяют свои знания о цвете, форме, размере, а также расширяют словарный запас.

По результатам диагностики в работе с детьми я определила цель и за-дачи. Цель проекта: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в разнообразных видах деятельности.

Поставив перед собой цель и задачи, занялась подбором материала, в частности поиском всевозможных пальчиковых игр и упражнений посте-пенно формируя игротеку, в которую входят:

1 Игры с пальчиками.

"Пальчиковые игры с палочками и спичками.

Пальчиковые игры со скороговорками,

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковый алфавит.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцами, ла-дошками.

2 Ручной труд

Лепка с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т. д.

Лепка из соленого теста.

Аппликация (мозаичная, обрыванием, листьев, ваты и др.).

Конструирование из бумаги - оригами.

Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.

3 Развитие графической моторики.

Рисование по трафаретам.

Штриховка.

Раскрашивание.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Работа в альбомах по обучению грамоте.

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, через пальчиковые игры и упражнения в разнообразных видах деятельности.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являют-ся «пальчиковые игры» и упражнения. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В своей практике широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Дети с удовольствием работают с мозаикой, со спичками, с косточками, с пазлами. Лепят из пластилина, соленого теста. В течение всего года ребята с большим интересом выкладывают бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают, обводят трафареты, рисуют на песке. Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатели, родители.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй и педагогами развить мелкую моторику с помощью разнообразных методов (наглядный, словесный, практический) и приемов (образец речи педагога, исправление дефектной речи, вопросы, речевые пояснения к действиям) обучения, создать условия для накопления ребенком опыта ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

В результате реализации проекта предполагается, что у участников проекта сформируются умения и навыки по развитию мелкой моторики, умение применять полученные знания в практической деятельности, подготовится рука к письму.

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном

образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками) Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 18:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД