Нугуманова Елена Тавкильевна
Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через использования графических упражнений по развитию межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение может заменить лекарство,
но ни одно лекарство не заменит движения».
Ж. Тассо.
Актуальность проблемы. Потребность в двигательной активности, которую проявляет ребенок дошкольного возраста обусловлена физиологически, вызывая положительные изменения и совершенствование всей функциональной системы организма.
У детей с ЗПР помимо недостаточных представлений об окружающем мире, нарушении речевого развития, незрелости эмоционально – волевой сферы, а также недоразвитии познавательной деятельности выявляются разные формы обще двигательных нарушений и нарушений тонкой моторики.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через использования графических упражнений по развитию межполушарного взаимодействия» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в непосредственно образовательной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
У многих детей с ЗПР отмечается общее моторное отставание. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
С целью эффективности коррекционной работы был разработан проект «Нестандартные методы активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи». Проект направлен на развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков.
Проект разработан с учетом:
1. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой на основании примерной основной образовательной программе дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15,
2. Примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
3. Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Л. В. Лопатиной)
4. И. А. Подрезова. Школа умелого карандаша. М., 2009г.
5. О. И. Марычева, К. А. Габараева. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности.
6. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008.
Цель проекта: Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
В связи с поставленной целью мной была выдвинута гипотеза: при использовании кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста нарушения в физическом и психическом развитии станут менее выраженными.
Если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.
Формы реализации проекта:
Проект реализуется через систему занятий по развитию графических навыков с использованием кинезиологических упражнений на развитие межполушарных взаимодействий
Задачи проекта:
1. Коррекционно-образовательные:
• Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
• Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
2. Коррекционно-развивающие :
• Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Развивать психические процессы через движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
• Развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать любознательность, положительное отношение к занятию, воспитывать навыки самоконтроля за собственной речью, организованности
в работе.
Реализация проекта позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель, дети успешно научатся выполнять все виды кинезиологических упражнений, освоят рисование двумя руками как на листе бумаги, так и на световом песочном планшете, освоят игры с су-джок мячами, которые будут способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитию межполушарного взаимодействия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.
Повышение уровень развития координации внимания, памяти.
Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.
Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта.
Формирование коммуникативных способностей.
Для реализации проекта было разработано перспективное планирование по кинезиологии которое включает в себя такие виды упражнений :
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Самомассаж – воздействует на биологически активные точки.
- Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения
В педагогический процесс были введены все виды кинезиологических упражнений. Комплексы не требуют специального оборудования, могут выполняться в любое время дня, доступны для всех возрастных категорий.
На занятиях по развитию речи используются игры и упражнения с Су-Джок мячами. Достоинствами Су-Джок являются: высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект; абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно; универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях; простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
В планы работы включены занятия по межполушарному рисованию.
Цель - развитие письма; улучшение межполушарного взаимодействия и координации движений; стимуляция творческих процессов; снятие напряжения.
Элементы из кинезиологических комплексов используются как мотивационная зарядка перед занятиями, физминутка, как игры в режимных моментах.