МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с бумагой

Людмила Румянцева
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с бумагой

1. Меня зовут Румянцева Людмила Николаевна.

Я работаю в Муниципальном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении № 447 в должности воспитателя, имею первую квалификационную категорию. Педагогический стаж работы 20 лет.

Мое профессиональное кредо: «Моей работы прекраснее нет. И в этом признаюсь я честно: мне интересно работать с детьми и детям со мной интересно». Наше дошкольное учреждение существует уже более 30 лет. Второй год мы работаем по Общеобразовательной программе, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа имеет богатое методическое обеспечение, но по-моему мнению не достаточно внимания уделено развитию мелкой моторики у дошкольников. Я – человек творческий. Поэтому и тема моей работы :

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с бумагой» размещена в разделах

2. Тема: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с бумагой.

Нетрадиционных техник разнообразное множество. И все они по-своему интересны. Я использовала в своей работе только некоторые из них. Обрывная аппликация. Мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Оригами. Оригами –искусство складывания фигурок из бумаги. Квиллинг. Квиллинг - бумагокручение – искусство изготовления плоских или объемных композизий из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

3. Условия личного вклада в развитие образования.

Изучение работ, научных исследований педагогов, психологов, поиск философских обоснований.

Изучение авторских программ, методических разработок, тематических статей

Посещение ДОУ, выступление на педсоветах, обмен опытом работы с коллегами, мастер – классы, работа со студентами.

Самообразование.

4. Актуальность:

Современные дети – это поколение технического прогресса. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития; недостаточный уровень речевой активности. У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук. Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно – моторная координация.

Художественная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе руководства ею развивается не только художественное творчество, воображение, но и двигательная координация кистей пальцев рук; способность выполнять тонко-координированные и тонко-дифференцированные движения. Одним словом, развивается мелкая моторика.

Развитие и совершенствование мелкой моторики является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Мною было прочитано много литературы (от теаретиков до практиков). Проблемой развития моторики занимались физиологи, психологи, педагоги и др.

Василий Александрович Сухомлинский– выдающийся советский педагог – новатор, писатель.

Лев Семенович Выготский (советский психолог) – автор многочисленных публикаций, исследователь речевого мышления ребенка. Его знаменитые ученики Лурия А. Р.

Мира Михайловна Кольцова (педагог, хореограф) : «Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга».

В наше время тоже много ученых занимаются данной проблемой.

Но меня очень привлекла тема работы с бумагой, а главное то, сколько проблем она решает - развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики. В моем случае главный аспект ставится на развитие мелкой моторики. Поэтому мне было очень интересно знать, кто в наше время занимается данной проблемой. Это Ермилова Н. В., Хомская Е. Д., Пищикова Н. Г., Яковлева Е. В., Давыдова Г. Н. и др.

6. Изучив и познакомившись с работами этих ученых.

Исходя из актуальности данной проблемы, я считаю, что выбранная мною тема способствует развитию специальных умений и навыков у дошкольников. Не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность.

Была поставлена цель: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с бумагой.

Исходя из поставленной цели, были поставлены задачи:

Развивающие :

- Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, логического мышления и пространственного воображения;

- Подводить к созданию выразительных образов за счет использования разнообразия техник работы с бумагой и дополнительных материалов.

Практические (обучающие) :

- Создавать условия для ознакомления детей с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой (обрывная аппликация, аппликация из салфеток, оригами, квиллинг, формирования навыков тонко – координированных и тонко – дифференцированных движений пальцев рук в процессе работы с бумагой.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

7. Ведущая педагогическая идея.

Использование нетрадиционных техник работы с бумагой способствует развитию мелкой моторики у детей.

8. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Вся работа была разделена на три этапа.

1 этап – информационно-аналитический:

- подбор методического и практического материала;

- разработка серии занятий по данной теме;

- выбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми;

- составление перспективного плана;

- диагностика развития мелкой моторики у детей;

2 этап – практический:

- реализация системы работы (перспективного плана; разработанных конспектов занятий) по развитию мелкой моторики у дошкольников через использование нетрадиционных техник работы с бумагой;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды (оформление картотеки игр и пособий для развития мелкой моторики через изобразительную деятельность; оформление папки с образцами работ, выполненных в нетрадиционной технике «оригами»; подбор наглядно – иллюстративного материала и др);

- привлечение родителей к совместной деятельности;

3 этап – результативный:

- был проведен мониторинг результативности (педагогическая диагностика) дошкольников;

- оценка результативности работы с родителями;

- оценка результативности моей работы.

9. Формы работы с детьми.

Я определила в своей работе такие формы работы с детьми :

- групповые (беседы; рассматривание иллюстративного материала; чтение художественной литературы);

- подгрупповые (занятия НОД, кружковая работа; наблюдения);

- индивидуальные (индивидуальная работа; игры).

Такие занятия как мои я включаю в сетку занятий 1 раз в месяц. Провести целиком со всей группой очень сложно, поэтому в основном проходят по подгруппам. А в основном работа проходит в индивидуальном порядке или в самостоятельной художественной деятельности.

10. Методы работы с детьми.

Вводная часть (мотивация); Основная часть; Заключительная часть (рефлексия).

- Игровые методы: сюрпризные моменты, игровые персонажи и ситуации; Игровые ситуации, дидактические игры, инсценировка, воображаемая ситуация, элементы соревнований; Игровые ситуации и персонажи, сюрпризные моменты;

- Словесные методы: чтение стихов, сказок, загадок; беседы, вопросы; Объяснение, рассказ, вопросы, пояснение, советы, напоминания, художественное слово; Вопросы к детям, художественное слово;

- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение; Показ с опорой на наглядность, образец, показ способа действия, рассматривание; Рассматривание детских работ.

- Практические методы: создание проблемных ситуаций; Помощь, поисковая деятельность, поручения, упражнения, прием совместных действий.

12. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.

Коллективное занятие «Рыбки в аквариуме»

13. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Организация развивающей предметно-пространственной среды:

- Насыщение уголка изобразительной деятельности инструментами и материалами для нетрадиционных техник работы с бумагой : бумага разных фактур и размеров, полоски для квиллинга, салфетки, бросовый материал, клей, краски, гуашь, кисти, трафареты, штампы и др. ;

- Оформление картотеки игр и пособий для развития мелкой моторики через изобразительную деятельность;

- Подбор наглядно – иллюстративного материала;

- Оформление папки с образцами работ, выполненных в нетрадиционной технике «оригами»;

- Оформление выставок детских работ на темы : «Чудеса оригами», «Сказочные узоры», «Волшебная бумага»;

Работа с родителями (законными представителями) :

- Тематическое родительское собрание «Развитие мелкой моторики у Вашего ребенка»;

- Анкетирование на тему: «Выявление сложностей в развитии тонкой моторики у дошкольников»;

- Консультации на темы: «Нетрадиционные техники работы с бумагой», «Чем занять ребенка дома», «Мелкая моторика и творчество» и др. ;

- Индивидуальные консультации по запросу родителей;

- Видео мастер – класс на тему: «Чудеса квиллинга своими руками»;

- Творческая мастерская «А вместе интересно!»;

- Совместное оформление выставок, газет, стендов, альбомов к праздникам;

- Привлечение к участию в конкурсах: «Пасха Красная», «Открытка Ветерану», «День матери», «Письмо Деду Морозу»;

- Информация на сайте ДОУ «Творите с детьми дома!»;

- Семинар-практикум «Волшебная бумага и ее возможности»;

- Папки-передвижки с рубрикой «Это может Вам пригодиться»

Динамика развития.

Я вернусь к тому, что напомню, мы работаем по Общеобразовательной программе разработанной на основе программы «От рождения до школы», к сожалению диагностика по этой программе находится в стадии разработки и не опубликована. Поэтому мы используем в своей работе диагностику Афонькиной. А….

Для проведения диагности мелкой моторики у дошкольников мной была выбрана методика разработанная нашими психолого-физиологами Ермиловой Н. В., Шуваевой Н. Ю., Четжемовой Е. В. на базе ННГАСУ это «Методика оценки сформированности школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста «Творческая мастерская»

Диагностика проводилась по трем аспектам. /ГИСТОГРАММЫ/

- Первый аспект – это динамический праксис (кинестетический) «кулак – ребро – ладонь». Праксис – это способность выполнять комплексы движений, целенаправленных действий по выбранному плану. Моторная апраксия – нарушение праксиса (скорее физиологический термин). Оригами, аппликация – афферентный кинестетический праксис, развитие!

Начало года высокий уровень 15%; средний уровень 55%; низкий уровень 30%. К концу года высокий уровень 20%; средний уровень 57%; низкий уровень 23%.

- Второй аспект – это энергетическое обеспечение деятельности (выносливость кисти) – мышечная деятельность. Основные показатели – мощность, емкость, подвижность.

Начало года высокий уровень 17%; средний уровень 45%; низкий уровень 38%. К концу года высокий уровень 20%; средний уровень 49%; низкий уровень 31%.

- Третий аспект – это способность выполнять тонко-координированные и тонко-дифференцированные движения. Тонко-координированные – это способность управлять своими движениями; плохое развитие – это неумение манипулировать мелкими предметами. Тонко-дифференцированные – это чувствительность пальцев рук.

В начале года высокий уровень 7%; средний уровень 57%; низкий уровень 36%. К концу года высокий уровень 10%; средний уровень 65%; низкий уровень 25%.

1. Разработана серия занятий «Бумажный мир» по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник работы с бумагой, доказана их эффективность.

2. У детей возрос интерес к продуктивным видам деятельности.

3. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, выявлена положительная динамика развития у детей.

4. Возросла готовность родителей к совместной работе, повысилась их компетентность в вопросе развития мелкой моторики у детей, и ее значимости для общего развития.

Перспективы дальнейшей работы :

- Продолжать работу в данном направлении через освоение новых интересных техник работы с бумагой в подготовительной к школе группе через проектную деятельность;

- Обобщение опыта проделанной работы, его тиражирование в сетевых педагогических сообществах, через выступления на РМО, научно-практических конференциях, через публикации;

- Оформление тематических папок с образцами работ в техниках «Квиллинг», «Обрывная аппликация» для работы с детьми и обмена опытом среди коллег

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с бумагой
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 16:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД