Лучший педагог года

Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения

Татьяна Соловьева
Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения

Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения.

Подготовила воспитатель первой категории Соловьева Татьяна Александровна

ГБДОУ ЛНР ясли-сад комбинированного вида 119 "Ромашка".

Современный период развития общества, обновление всех сфер социальной и духовной жизни требует качественно нового уровня образования, который соответствовал бы международным стандартам.

Публикация «Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения» размещена в разделах

На данный момент источником знаний может выступать не только педагог, но и компьютер, телевизор. Дети должны уметь осмысливать полученную информацию, трактовать её, использовать в конкретных условиях и в то же время думать, размышлять, понимать суть вещей, уметь высказывать своё мнение. Именно этому способствуют интерактивные технологии.

"Интерактивный" (от англ. "inter" -- взаимный и "act" -- действовать) -- способный к взаимодействию, диалогу.

Интерактивное обучение дошкольников -- это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребёнок чувствует свои успехи и, выполняя определённую интеллектуальную работу, достигает высокой продуктивности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое даёт возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах обрабатывать учебный материал, общаясь, дискутируя и обговаривая разные точки зрения.

Согласно с личностно-деятельностным подходом к организации учебного процесса в центре него находится обучающийся. Формирование личности и её становление осуществляется в процессе обучения, когда соблюдаются следующие условия: -- создание позитивного настроя для обучения; -- ощущение равного среди равных; -- обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общих целей; -- осознание ребёнком ценности сделанных сообща, то есть всем коллективом, умозаключений или выводов; -- ощущение себя частью группы, команды, коллектива, активным участником событий и собственного развития.

Всё это формирует внутреннюю мотивацию к обучению.

Далее предлагаю рассмотреть интерактивные методы, направленные на формирование навыков речевого взаимодействия детей.

"Ассоциативное солнце"

Суть метода : дети объединяются в несколько групп. На доске вывешивается жёлтый круг (солнце) с изображением определённого понятия. Каждая группа подбирает "лучики" -- слова-ассоциации, картинки-ассоциации к этому понятию.

"Снежный ком"

Суть метода : дети объединяются в малые группы и обговаривают проблемный вопрос, ситуацию или выполняют общее задание, договорившись о чёткой последовательности действий каждого члена группы.

"Пара"

Суть метода : дети образуют пары и выполняют предложенное задание.

"Микрофон по кругу"

Суть метода : дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему -- предложенные к рассмотрению вопросы или проблемы. Высказывания не обсуждаются.

"Дерево решений".

Суть метода : метод состоит из нескольких этапов: 1. Выбор проблемы, которая не имеет однозначного решения. Например, "что надо дереву для счастья?" 2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник -- это "ствол" (он обозначает саму проблему, прямые линии -- "ветки"(это пути решения проблемы, а овалы -- "листочки"(решения проблемы). 3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обговаривают и рисуют, например, птицу, бабочку и т. п., размещая их на "дереве решений" и объясняют свой выбор.

"Дискуссия"

Суть метода : дети, сидя в кругу вместе с воспитателем, передают друг другу любой предмет, например, мягкую игрушку и высказывают свои мысли по поводу на заданную тему -- предложенные к обсуждению вопросы или проблемы. Ответы обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, и, таким образом, находят способ решения проблемы.

"Цепочка".

Суть метода : дети сами или под руководством воспитателя образуют пары, обговаривают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку -- например, в таблицу, где представлен ход сказки в рисунках или пиктограммах, или сами образуют "цепочку действий", "поезд" и т. п.

"Синтез мыслей"

Суть метода : дети объединяются в малые группы, выполняют определённое задани, например, рисунок на листе бумаги, и передают его в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание.

"Общий проект "

Суть метода : дети объединяются в несколько групп. Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определённого аспекта одной проблемы. А потом каждая группа представляет свой вариант решения этой проблемы.

"Круг идей"

Суть метода : каждый участник или каждая группа выполняет одинаковое задание -- обдумывает определённый вопрос, а потом вносит свои предложения, идеи и т. д.

"Викторина"

Суть метода : это метод познавательной игры, которая состоит из речевых заданий и ответов на темы из разных областей знаний. Она расширяет общепознавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учётом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

"Моделирование проблемных ситуаций"

Суть метода : метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной задачи, проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

"Беседа - диалог"

Суть метода : метод, направленный на сотрудничество детей с тем, кто выступает. В ходе занятия при подаче новых знаний, закрепления материала воспитатель задаёт детям уточняющие вопросы с целью проверки понимания ними поданной информации.

"Метод многоканальной деятельности"

Суть метода : метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются разные анализаторы: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: -- выделение объектов, изображённых на картине; -- представление объектов через восприятие разными анализаторами.

После рассматривания всех объектов, изображённых на картине, следует дать детям творческие задания: -- "услышать" звуки картины через "наушники"; -- вести виртуальный диалог от имени изображённых персонажей; -- ощутить "запах", "аромат" растений, изображённых на картине; -- попытка "выйти за рамки изображения"; -- мысленно прикоснуться к картине, попытаться определить, какая у неё поверхность (тёплая, холодная, твёрдая, мягкая и т. д., какая погода (ветреная, дождливая, солнечная и т. п.).

Например, при рассматривании картины "Прогулка по осеннему парку" можно задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чём беседуют люди, изображённые на картине? На что похожи облака на небе? "Дотроньтесь" рукой до коры деревьев, какая она? Какие звуки можно услышать, глядя на эту картину? и т. п.

"Что? Где? Когда?"

Суть метода : активный метод, в ходе которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мыслями, собственными знаниями и умениями и т. п.

"За" и "против"

Суть метода : в ходе этого метода детям предлагается решить проблему, рассмотрев её с двух сторон: "за" и "против". Например, ставится задание рассказать, почему нравится лето (аргумент -- "за") и почему не нравится (аргумент -- "против").

"А что было бы, если. ?"

Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается поразмыслить и высказать свои предположения, например: "А что было бы, если бы исчезли все насекомые?", "А что было бы, если бы всё время была ночь?" и т. п.

"Изобрази с помощью мимики и жестов"

Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на команды, каждая из которых загадывает слово и, используя невербальные средства, показывает это слово другой команде, которая должна его отгадать.

"Предвидение"

Суть метода : метод работы с детьми, в ходе которого предлагается "предвидеть" возможные варианты решения проблемы. Например, предложить детям назвать некоторых домашних животных, рассказать о том, что они ожидают от взаимодействия с каждым из этих животных. А затем представить себя на месте одного из животных и рассказать о своих передвижениях. Например, "я -- кошка. Я очень красивая и пушистая. Меня все любят гладить, играть со мной. Я умею ловить мышей, и за это люди ценят меня. Я очень умная и легко дрессируюсь. Поэтому могу выступать в цирке. А ещё обо мне люди придумали загадки, стихи, рассказы". Следующий ребёнок продолжает рассказывать об этом животном (работа в парах).

"Перевоплощение"

Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на команды и представить себя на месте какого- то предмета (книжки, карандаша, куклы и т. д.) и презентовать себя с точки зрения выбранной роли.

"Сказка наоборот"

Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды и придумать, сочинить свою сказку, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: придумать свою сказку и отгадать сказку другой команды. Например: "Жили - были дед и баба. И была у них собачка Жучка. И принесла она им косточку. Не простую, а сахарную. Баба варила её варила -- не сварила. Дед варил, варил -- и не сварил. Кошка прыгнула, казанок перевернула, косточку схватила и убежала. Дед смеётся, баба смеётся, а Жучка весело лает: "Принесу я вам ещё косточку, но не сахарную, а простую".

"Реклама"

Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и старается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут обратить на него внимание других людей.

"Коллаж"

Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды и дорисовать и дополнить на листе бумаги свою картинку (например, фигуру неправильной формы) всеми подручными материалами и рассказать о ней тремя-пятью предложениями.

"Что можно делать?"

Суть метода : метод работы, в ходе которого дети учатся находить полифункциональные свойства, качества предметов. Например: "Представьте, как ещё можно использовать карандаш?" (как указку, дирежёрскую палочку, термометр, жезл, ребристый массажёр и т. п.).

"Воображаемая картина" Суть метода : метод работы, в ходе которого детям предлагается стать в круг и по очереди описывать воображаемую картину (первому ребёнку дают чистый лист бумаги с как будто бы нарисованной картиной. Затем он передаёт лист с этой картиной следующему участнику игры, и тот продолжает воображаемое описание.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях, в том числе и интегрированных, происходит в парах, в микрогруппах и в малых группах.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово "правильно", а целесообразно говорить "интересно", "необычно", "хорошо", "чудесно", "оригинально". Это будет стимулировать детей к дальнейшим высказываниям.

Применяя систематически в своей работе предложенные интерактивные методы, воспитатели гарантированно добьются положительных результатов в развитии речи своих воспитанников.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 23:41
+216Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД