Лучший педагог года

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах

Елена Румянцева
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах

«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»

Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач музыкального образования, т. к. дошкольный возраст благоприятен для её становления. А детские музыкальные инструменты – это ничем не заменимое оборудование, без которого невозможно работать в соответствии с современными требования ФГОС. Применение детских музыкальных инструментов как на занятиях, так и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, активизирует развитие музыкальных способностей. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для эффективного развития музыкальности детей в игре на детских музыкальных инструментах.

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как ее фундаментальная основа, то и первыми инструментами дошкольников становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. Следует подчеркнуть, что «шумовой этап» не бывает коротким. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном воспитании детей осуществляется постепенное прохождение ряда важных ритмических этапов, что требует значительного времени. Поэтому ритмические инструменты приходят в педагогическую практику, чтобы остаться навсегда. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительная иллюстрация стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенной семантики (дождь, часы, гром, жуки, ручей, снежная буря и т. д.).

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Использование ксилофонов, металлофонов, диатонических колокольчиков, диатонических труб дает возможность более дифференцированно подойти к развитию интонационного слуха – с опорой на звуковысотность. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Для успешного формирования музыкальности, необходимо наметить пути её развития, используя разнообразные методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, игровой, метод контрастных сопоставлений, метод темброво – инструментального уподобления.

Немаловажную роль в игре на музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука. Музыкальные дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, после чего происходит перенос полученных знаний в среду нерегламентированной музыкально-творческой деятельности. Для использования музыкально-дидактических игр у нас есть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. В своей работе применяем игры Э. П. Костиной, Н. Г. Кононовой, О. Н. Зотовой, а также те, которые были разработаны нами в процессе практических занятий с детьми. В играх на развитие звуковысотного слуха используем диатонические колокольчики и металлофоны. Кто-то из ребят за ширмой исполняет мелодию на металлофоне, или звенит колокольчиком, дети определяют движении мелодии, выкладывая её кружками – нотами. Интересны игры и на развитие тембрового слуха, где дети не только определяют знакомые инструменты на слух, но и закрепляют навыки игры, исполняя на них несложные попевки. Работа по развитию ритмического восприятия в старшем дошкольном возрасте становится более разнообразной. Детей привлекают музыкально-дидактические игры с раздаточным материалом.

Для развития у детей представления об изобразительных возможностях музыки используем игру «Выбери инструмент», где детям исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания ребята должны выбрать иллюстрации или карточки с соответствующим изображением инструмента. Также в работе используем метод уподоблений характеру музыки, который применяется в виде оркестровки. Дети выбирают подходящие тембры инструментов для оркестровки, меняют их в соответствии с изменениями характера музыки. С успехом используем сказки – шумелки, которые являются эффективным упражнением для слухового восприятия, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, на развитие ритмических соотношений, тембрового слуха и музыкальной импровизации мы используем игру «Придумай и повтори», в которой один ребёнок придумывает свой ритм и исполняет его на любом инструменте; другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритмический рисунок.

Для развития музыкальных способностей используем мультимедийное оборудование: подбираем видео-игры, в которых отражены ритмические рисунки и нужные музыкальные инструменты.

В музыкально-инструментальной деятельности мы применяем метод моделирования. Часто используем цветовые модели. Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков. На партитурах нарисованы цветные кружки-ноты соответствующие цвету диатонического колокольчика или металлофона. На длительность звука указывает размер кружка – ноты: маленькая - короткий звук, большая нотка – длинный. Но наибольший развивающий эффект достигается при игре по слуху. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии). Для развития мелодического слуха мы используем модели попевок с использованием музыкального конструктора Э. П. Костиной. Начинается знакомство с простейших попевок, далее усложняется по количеству фраз и движению мелодии: поступенное вверх и вниз, через ступень, скачками. Хочется отметить, что, работая с этими моделями попевок, дети совершенствуют не только навыки чистого интонирования, но и игру на металлофоне.

Для развития чувства ритма целесообразно использовать модели ритмических рисунков: от условно-образных к условно-схематическим. В дошкольном возрасте детям доступно передать простой ритм, ритм суммирования и дробления, а так же пунктирный ритм. При моделировании сначала детям даются образные картинки (большое яблоко – длинный звук, маленькое – короткий, постепенно заменяя на длительности принятые в нотной грамоте. Простукивая на клавесах разные ритмические рисунки, дети соотносят удары со схемами. А в игре «Капли, лужи, ручейки, океан» мы используем схемы последовательности движений детей, которые действуют с музыкальными инструментами. Детям дошкольного возраста очень нравятся подобные занятия, в которых они, используя моделирование, реализуют себя в игровой деятельности – ведущей деятельности дошкольного образования.

Для эффективного развития музыкальных способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах мы используем различные формы музыкальной деятельности. Это, в первую очередь, музыкальные занятия, а также совместное с воспитателем и самостоятельное музицирование в нерегламентированной деятельности, организация партнерской деятельности педагогов с детьми, различные виды развлечений, взаимодействие с родителями, социумом. Немаловажен и качественный музыкальный репертуар. Одной из форм музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, помогает преодолеть неуверенность. В практике мы используем в основном смешанный оркестр, включающий в себя разные группы инструментов. Проведённая работа по развитию музыкальных способностей дошкольников показала положительную динамику. Для выявления развития музыкальности была использована методика, предложенная Э. П. Костиной, в которой музыкальность определяется семью показателями. В непринуждённой беседе, в игровой форме с использованием разнообразных наглядных предметных пособий, ребёнку были предложены задания для выявления одного из компонентов музыкальности. Вывод: Комплекс созданных в МБДОУ условий способствовал развитию музыкальных способностей в игре на музыкальных инструментах в музыкальной практике.

Публикации по теме:

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Конспект занятия в старшей группе. Музыка обладает возможностями воздействия.

Игра на детских музыкальных инструментахИгра на детских музыкальных инструментах Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах и их происхождении Цель: 1. Развить музыкальные восприятия путем знакомства детей с музыкальными инструментами. Задачи: 1. Развивать тембровый звук и музыкальные.

Консультация для родителей «Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах» Консультация для родителей на тему: «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» Музыкальная педагогика давно занимается вопросами.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной.

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия.

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Одной из главных особенностей современного общества является стремительный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми.

Обучаем детей игре на музыкальных инструментах Обучаем детей игре на музыкальных инструментах. Музыкальное воспитание в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 20 мая 2019 в 20:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД