Развитие мышления детей в процессе игры за компьютером

Наталья Карасова
Развитие мышления детей в процессе игры за компьютером

Введение.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в дошкольном возрасте, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.

Одним из важнейших направлений этой задачи выступает создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике обучения и воспитания является организация педагогом действий детей, обучающихся по образцу: излишне часто детям предлагают упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В этих условиях у детей не достаточно развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности. Развитие самостоятельности мышления творческого, поискового, исследовательского, есть одна из основных задач в обучении дошкольников.

Развитие самостоятельности мышления, проявляющегося в частности в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ребенка.

Формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию активного поискового мышления, должна быть организована особым образом среда, в которой находятся дети.

Из психологических исследований вытекает ряд конкретных рекомендаций для процесса воспитания и обучения, но их использование при помощи традиционных методов часто оказывается затруднительным, а иногда и просто невозможным. Компьютеризация в этом случае качественно меняет ситуацию. Она может существенно помочь формированию умений «видеть» вопрос, выдвигать гипотезы и проверять их, вводить при необходимости «подсказки», производить умственный эксперимент и т. д. Компьютер может существенно помочь «отработке» всех стадий процесса мышления, его основных операций и переходов от одних форм к другим.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема исследования «Роль компьютерно-игрового комплекса в развитии мыслительных процессов детей дошкольного возраста» актуальна.

Предмет исследования – процесс развития мышления дошкольников на занятиях в компьютерно-игровом комплексе.

Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс обучения детей, в условиях компбтерно-игрового комплекса.

Развитие познавательных процессов очень важно, поэтому я выдвигаю гипотезу, что процесс развития мышления детей может быть более эффективным, если использовать компьютерные игры, так как:

1. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

2. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом мышление дошкольников.

3. Они позволяют усилить познавательные процессы ребенка.

Цель данного исследования – изучение условий развития мышления дошкольников средствами компьютерного обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что я изучаю условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития мышления.

Практической значимостью исследования является то, что материалы могут быть использованы воспитателями компьютерного класса на базе детских дошкольных учреждений.

В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть мышление как познавательный процесс.

2. Изучить современные средства в развитии мышления детей.

3. Выявить этапы работы по формированию мышления у детей дошкольного возраста.

В данной работе я применила следующие методы научно-педагогического исследования.

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

2. Определение уровня мышления детей.

3. Этапы работы по развитию мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с помощью компьютерных программ.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается проблема развития мышления человека, и вопрос об оптимальных сроках развития мышления детей.

Во второй главе рассматриваются педагогические основы использования компьютерных программ в условиях ДОУ.

Третья глава посвящена проблемам эффективного развития мышления детей в условиях компьютерно-игрового комплекса. Здесь также обобщаются результаты работы.

Публикации по теме:

Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении,.

Консультация «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим миром» Актуальным сейчас является поиск эффективных путей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. У умственно отсталых дошкольников.

Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть вторая. Игры с пирамидками Зрительные ориентировочные действия, которые сложились в процессе манипулирования, во многом определяют существующие у ребёнка зрительные.

Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество.

Педагогический проект «Познавательное развитие детей 4–5 лет в процессе игры «Зимующие птицы» Проблемное поле проекта: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о птицах, остающихся зимовать в.

Педагогический проект «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в.

Проект на тему: Развитие элементов логического мышления посредством игры Проект:«Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры» Тип проекта: познавательный. Сроки реализации:.

Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть первая. Игры с матрёшкойИгры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть первая. Игры с матрёшкой Мышление ребёнка до трёхлетнего возраста тесно связано с восприятием-малыш мыслит,устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и.

Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

Развитие пространственного мышления с помощью дидактической игрыРазвитие пространственного мышления с помощью дидактической игры Игра- вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие мышления детей в процессе игры за компьютером
Опубликовано: 14 марта 2016 в 09:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...
Фотоотчёт «Нестандартное оборудование для физкультурного уголка»
В свой фотоотчёт я помещаю рассказ о некоторых пособиях, изготовленных в текущем учебном году. В средней возрастной группе большое внимание уделяется...
Дидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх лет
Дидактическая игра "Чья тень", " Чей силуэт" для детей от трёх лет. Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие,...