Получи документы

Развитие навыков технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования

Елена Житкова
Развитие навыков технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования

Обобщение педагогического опыта роботы.

Условия возникновения, становления опыта.

В современном мире компьютеризации, информатизации и роботостроения требуются специалисты с техническим складом мышления, творческим подходом и изобретательскими способностями. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, стремления проявлять настойчивость в достижении результата деятельности.

Публикация «Развитие навыков технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах

Именно конструирование и робототехника естественным образом интегрируют основные линии развития ребёнка (познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и физическое, являются эффективной инновационной технологией для детского творчества и технического усовершенствования. Это практическая деятельность, направленная на получение заранее задуманного реального продукта, в соответствие с его функциональным назначением. Детское конструирование отвечает интересам дошкольников, способствует развитию изобретательности, фантазии, творческой и познавательной активности, формированию задатков технического мышления. Оно не является самоцелью, а рассматривается как средство развития детских способностей.

Проанализировав литературу по данному вопросу и свой опыт работы, я пришла к выводу, что недостаточно времени в детском саду уделяется конструированию, не в полной мере созданы условия для развития у детей интереса к техническому творчеству, а находясь дома, дети большую часть времени проводят за современными «гаджетами» и, в следствие чего не имеют возможности творить, развивать воображение, не усидчивы, не последовательны в достижении своих целей. И определила для себя, что в решении этой актуальной проблемы в условиях детского сада поможет использование разнообразного конструктора и робототехники в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей. Заложенные в детях природные задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются посредством конструирования, где ребёнок имеет безграничную возможность придумывать, творить, исследовать, проявлять сообразительность, инициативу, креативность, удовлетворять потребность в познании, развивать творческое воображение, логическое мышление, обучаться построению схем, планов, активно стремиться к созидательной деятельности, что в свою очередь является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школьному обучению.

Актуальность и перспективность опыта.

В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, развитие интересов, формирование познавательных действий, представлений о свойствах объектов окружающего мира.

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время в области образования и воспитания детей дошкольного возраста уделяется особое внимание конструированию и робототехники. Эта деятельность не случайно рассматривается как одна из ведущих.

В стремительном темпе происходит развитие научно-технического прогресса, механизация современного мира, использование роботов, заменяющих труд людей, развитие информационных технологий. Российское производство, как и наш регион, нуждается в роботизированных системах, инновационных технологиях и как следствие, в обеспечении профессиональными инженерами и конструкторами.

Действительно, анализ практики показал, что планомерная и систематическая работа по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста существенно влияет на развитие у детей художественного восприятия, инициативы, технического мышления, навыков адекватной самооценки и планирования своих действий.

Дети и родители с энтузиазмом отнеслись к развитию технического направления в детском саду, так как заинтересованы в способности к самореализации, к волевым усилиям, к принятию собственных решений, которые так необходимы в нашем сложном современном мире. Данное направление так же способствует проявлению детского таланта, поддержке индивидуальных особенностей каждого ребёнка как творческой личности.

Конечно, ещё в недостаточном количестве детский сад обеспечен компьютерами и LEGO WEDO, но я считаю, что эта проблема со временем решаема.

Технология образовательного конструирования и робототехники - это средство развивающего обучения, которое стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей, раскрывает их способности и таланты. А талантливый человек, как известно, талантлив во всём.

Таким образом, для подготовки высококлассных специалистов в области инженерии, информационных технологий, программирования, обозначенную проблему необходимо решать уже в детском саду, закладывать первоначальные технические навыки и умения, осмысленно применять освоенные знания в области конструирования и робототехники.

Перспективность опыта заключается в умении предвидеть, что дети – это наше будущее. Они будущие творцы нашей страны, нашего региона и нашего родного Селивановского района. От их новейших разработок в области программирования, роботостроения и конструирования будет зависеть выход на более высокий уровень качества нашей жизни.

Ведущая педагогическая идея.

Педагогическая идея состоит в создании оптимальных условия для развития навыков технического творчества и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и робототехники.

Я считаю, что одним из средств развития технических навыков дошкольников выступает именно конструирование и образовательная робототехника, которая является наукой будущего и наши дети уже сейчас должны изучать её основы, чтобы в будущем реализовать свои способности и стать востребованными. А для этого необходимо создание такой предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструирования и технического роботостроения, способствует интересу к деятельности и проявлению инициативы к техническим играм и творчеству, раскрывает его собственный потенциал, позволяет свободно действовать в окружающем мире. Только тогда дети будут успешны в достижении результата, получат эмоциональное удовлетворение и смогут осмысленно применять освоенные способы действий, а педагог окажет необходимую помощь в творческой деятельности.

Теоретическая база опыта.

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы:

- концепция деятельного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна)

- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);

Многие исследователи, в частности, А. Н. Давидчук, Л. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Л. В. Куцакова, показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Исследования учёных и отечественных физиологов, таких как Лурия А. Р., Рубинштейн С. Л., подтверждают связь сенсомоторного развития с развитием мозга и мыслительных процессов, что в свою очередь тесно связано с техническим творчеством.

Таким образом, учёными доказано, что творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность детей дошкольного возраста, развивает воображение, изобретательность, образное мышление, а конструирование как вид детского творчества способствует формированию технического мышления.

Новизна опыта.

Использование конструкторов LEGO, робототехники и других современных конструкторов дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию образовательной деятельности с дошкольниками по развитию технически грамотной личности.

Новизна моего опыта состоит в систематизации и обобщении материалов по конструированию детей старшего дошкольного возраста : разработке дидактических игр, направленных на расширение способов конструирования и робототехники, активизирующих познавательную мотивацию; разработке перспективного плана, конспектов организованной образовательной деятельности; в обеспечении предметно-пространственной развивающей образовательной среды необходимым материалом и адаптировании в условиях ДОУ.

Технология опыта.

Цель: способствовать развитию технического творчества и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством организованной образовательной деятельности и свободного применения освоенных способов в различных ситуациях самостоятельной деятельности.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

• Расширять опыт конструирования с использованием разнообразных типов конструкторов и различных способов действий.

• Формировать устойчивый интерес к техническим играм и роботостроению.

• Создать условия в группе для активной созидательной деятельности детей, желания придумывать, изобретать, проявлять свои личные качества с использованием конструкторов и технических игр.

• Поддерживать инициативу, активность, самостоятельность каждого ребёнка как творческой личности с учётом индивидуальных особенностей.

• Воспитывать волевые качества личности – терпение, самоконтроль, адекватную самооценку.

• Содействовать развитию пространственного и технического мышления, сенсомоторных навыков, потребности в творческой деятельности и в стремлении доставить радость окружающим людям.

Способствовать реализации содержания образовательной деятельности детей с широким использованием LEGO конструкторов и робототехники.

• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах конструирования через организацию активных форм взаимодействия.

Реализация идеи с использованием технологии образовательного конструирования и робототехники проходит в трёх направлениях и состоит из нескольких частей.

1 направление – составление перспективного плана работы с учётом технического уровня развития детей, проведение организованной образовательной деятельности.

2 направление – реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO- WEDO.

3 направление - предполагает активное обучение педагогов технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.

1часть - анализ имеющихся условий для возможного внедрения современных видов конструктора и робототехники в образовательный процесс ДОУ, повышение квалификации педагогов посредством самообразования и курсов «От Фребеля до робота», организация материально-технического обеспечения уголка развития конструирования.

Целью является заинтересованность и увлечение детей конструктивной деятельностью с использованием новой для них информации, с применением следующих методов и приё мов:

Подбор и изучение соответствующей литературы;

Сотрудничество с родителями по вопросу выявления их потребностей и желания работы с детьми по данной деятельности; активное привлечение родителей к техническому творчеству.

Моделирование развивающей среды и образовательного процесса в соответствии с задачами по реализации деятельности;

Знакомство и вовлечение детей в игровой процесс с современными конструкторами и LEGO WEDO.

2 часть – практическое осуществление деятельности:

Организация работы конструкторского бюро;

Использование его возможностей в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста;

Реализация проектной деятельности, проведение мастер-классов в работе с детьми, родителями, педагогами;

Осуществление индивидуальной, подгрупповой деятельности.

Совместное экспериментирование и моделирование с детьми других групп детского сада.

Подбор игр и конструкторов с постепенным усложнением задач.

Сотрудничество с родителями по использованию конструирования в совместной с детьми деятельности.

Системная работа включает в себя всестороннее взаимодействие на ребёнка, как на личность: родителями, воспитателями, сверстниками. На первый план выходит организация технических игр и моделирования на основе таких принципов взаимодействия, как доброжелательная атмосфера уважения и открытого общения; свобода детского выбора и недопустимость порицания и упрёков за ошибки.

Осуществляется решение следующих задач:

- обучать детей умению соотносить детали конструктора со схемой, планом, действовать последовательно и результативно;

- изменять постройки на основе их конструкций и функций с учётом её прочности;

- способствовать развитию умения «оживлять» объект, становиться деятельным.

Поддерживаю стремление детей работать подгруппами, чётко распределять обязанности, договариваться о способах сборки, а так же совместному обустройству игрового пространства, использовать разные виды конструкторов : LEGO «Строитель», «Зоопарк», «Луна-парк», обучающий конструктор «Кубус», «зиз-заг», магнитный конструктор, мягкий конструктор «Гну – тик», конструктор «Радужная мозайка», тематический конструктор лего - дуко, деревянный конструктор, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, конструктор – мозайка с механическими деталями, шуроповёртом, отвёрткой, LEGO WEDO и др.

Игры детей с моделями конструирования становятся разнообразными, содержательными с применением информации из мультфильмов, интернета, книг и личного опыта.

Ребята с удовольствием рассуждают о своей модели, игрушке, рассказывают, как она получилась, что конкретно они делали, при этом развивая речевые и коммуникативные способности, мыслительные процессы.

3 часть - (обобщающая) :

- систематизация и обработка полученных результатов;

- обобщение опыта среди педагогов, на сайте ДОУ;

- презентация по результатам работы.

На базе нашего ДОУ в 2020 году прошло методическое объединение по теме «Развитие конструкторских способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехнике», где мною была проведена организованная образовательная деятельность – конструирование «В мире сказок» в средней группе с использованием деревянного конструктора и моделирования на магнитной доске.

Результативность.

Выводы по реализации деятельности формируются на основе анализов результатов мониторинга развития способностей к творчеству в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети самостоятельно выполняют постройку, используя образец, схему, правильно выбирают детали конструктора и практически не требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Большинство детей способны самостоятельно разработать замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения, а также проявляют готовность к диалогу и сотрудничеству при коллективном конструировании. Отмечается старание при изготовлении моделей, настойчивость в решении конструктивных задач, стремление к новым формам деятельности.

Положительная динамика развития способностей к творчеству в конструктивной деятельности позволила сделать вывод: конструктивная деятельность средствами конструктора и робототехники– эффективное средство активации творческого мышления дошкольников.

Конструктивная деятельность средствами конструктора и робототехники способствовало развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления и пространственного воображения, критичности (умения оценивать конструктивные особенности моделей); формированию интереса к изобретательству; речевому развитию (активизации активного и пассивного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи); воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств (трудолюбия, ответственности, целеустремленности, терпения); росту самооценки, гордости за свой труд.

Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по созданию условий, направленных на развитие способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора и робототехники через использование метода авторской дидактической технической сказки.

Родители также больше внимания и времени стали уделять дома развивающим конструктивным играм. Повысилась их ответственность и заинтересованность в развитии психических функций и способностей к техническому творчеству у детей. Таким образом, целенаправленное полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса способствует развитию технического творчества и конструктивных способностей.

Создаются перспективные условия обучения и развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации образовательного процесса с использованием разного вида конструкторов : LEGO «Строитель», «Зоопарк», «Луна-парк», обучающий конструктор «Кубус», «Зиз-заг», магнитный конструктор, мягкий конструктор «Гну – тик», конструктор «Радужная мозайка», тематический конструктор лего - дуко, деревянный конструктор, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, конструктор – мозаика с механическими деталями шуроповёртом, отвёрткой, LEGO WEDO и др.

Адресная направленность.

Данный педагогический опыт может быть полезен:

- воспитателям дошкольных учреждений;

- педагогам дополнительного образования;

- родителям, заинтересованным в воспитании у детей технического творчества, в возможности проявления ребёнком личного потенциала.

Творческие и заинтересованные проблемой педагоги могут по своему усмотрению внести новые задумки, идеи, замыслы.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Использование деталей конструктора с различным видом соединения для обогащения навыков технического конструирования.Использование деталей конструктора с различным видом соединения для обогащения навыков технического конструирования. Цель: Развивать конструктивное мышление у детей через игру. В течении многих лет мы совместно с родителями стремились приобретать наборы.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования
Опубликовано: 27 января 2022 в 10:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД