МААМ-картинки

Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни

Жданова Ольга Ивановна
Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни

Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста, на основе упражнений в практической жизни.

Независимым и свободным…. Станет ли таким ребенок, которого с самого раннего детства лишают права выбора, а его активное стремление к самостоятельности подавляется? Может быть да, а может быть и нет. Ясно одно: мешая малышам действовать самостоятельно (в пределах их возрастных возможностей) мы:

Публикация «Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни» размещена в разделах

- откладываем готовность ребенка к независимому поведению на неопределенное будущее;

- «перекрываем» выход заложенной природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психики;

Практика свидетельствует о следующем : дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обсуждать, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.

Почему же мамы не предоставляют ребенку возможности действовать самостоятельно? Вот такие доводы на этот вопрос приводили родители наших воспитанников:

«Я боюсь потерять контроль за ребенком. Хотелось бы сохранить всю полноту родительской власти хотя бы до тех пор, пока малыша можно держать на руках»

«Так хочется быть главной в жизни ребенка – пусть даже в роли служанки»

Здесь хочется мамам задать вопрос «как же ребенок будет жить завтра, если мы не даем жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?».

Развивая у детей независимость необходимо помочь им научится:

- Заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;

- развивать самоконтроль и координацию движений;

- концентрировать внимание в течение продолжительного времени (вырабатывать сосредоточенность);

- доводить начатое дело до конца, поддерживать порядок;

- правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.

Общение ребенка и воспитателя должно строиться так, чтобы ребенок имел возможность увеличивать «степень своей свободы», развивать свои познавательные и творческие способности, «освобождать» свое воображение и мышление от страха перед неудачей. Наиболее полно этим задачам отвечает метод М Монтессори, который предполагает:

- Полную свободу ребенка и воспитателя;

- определенность, ясность поступков, основанных на сотрудничестве ребенка и воспитателя.

Упражнения в практической жизни имеют цель – облегчить социальную адаптацию малышей и подразделяются на три группы: Подготовительные; направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде; формирующие хорошие манеры.

1 Подготовительные упражнения- это упражнения в ходе которых дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить предметы не задевая и обходя других детей.

2. Формирование навыков заботы о себе и окружающей среде.

Чтобы дети понимали цель предлагаемой деятельности, учились концентрировать внимание на ней и доводить начатое дело до конца, им нужно предлагать простые действия со знакомыми предметами (застегивание и расстегивание молнии, мытье посуды, чистка обуви, вытирание пыли со столов и т. д.).

Все действия педагог должен совершать медленно и тщательно- так, чтобы их структура была понятна детям. Наряду с выполнением индивидуальной работы ребенок участвует в совместной со сверстниками деятельности – ухаживают за растениями, животными, наводит порядок в группе и т. д. Такие упражнения способствуют :

- Усвоению детьми образцов поведения в социуме;

- выработке умений действовать в группе сверстников, что необходимо для благополучной жизни в детском саду;

- созданию внутреннего духовного строя.

3. Формирование хороших манер.

Усвоение детьми норм социального поведения, форм вежливости происходит в процессе социально организованных групп упражнений и естественным путем – при условии, что окружающие его взрослые сами внимательны друг к другу и детям и хорошо воспитаны: умеют приветствовать, выразить уважение, пригласить войти, попросить об услуге и оказать ее, уладить конфликт и т. д.

Ребенок, понимая, что сам, без помощи взрослого, может выполнять жизненно важные действия, становясь «хозяином» вещей, поступков, отношений, обретает уверенность в себе, чувство самоуважения, собственного достоинства и независимости.

Занимаясь с детьми упражнениями в практической жизни нужно использовать различные формы организации детской деятельности:

Групповые уроки – «занятие» со всей группой или подгруппой (воспитатель – инициатор детской активности: ставит задачу и предлагает пути ее решения);

Индивидуальные уроки – совместная деятельность ребенка и воспитателя, который включается в то, чем занимается ребенок, только в том случае, если сам ребенок попросит его об этом или если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе работы;

Свободная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде (воспитатель предоставляет им право выбора работы, занимая позицию наблюдателя). Эта форма является наиболее продуктивной для решения поставленных задач. Именно она рекомендуется М. Монтессори.

Позиция наблюдателя состоит в том, что воспитатель не организует деятельность детей в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует ее: если дети чем-то заинтересовались, усложняет задания, подбирая соответствующий материал.

Специально организованная среда, в концепции М. Монтессори – это не только определенным образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно-пространственного мира, подразумевающий абсолютную безопасность и защищенность ребенка.

Ну и конечно же без помощи родителей здесь не обойтись, поэтому работе с семьей нужно уделять много внимания, тем более многие мамы и папы не сразу и не очень охотно поддерживают такие упражнения в практической жизни. Это происходит по потому что они не всегда понимают нужность и ценность посильной самостоятельной работы детей младшего дошкольного возраста, не знают, что, выполняя действия по самообслуживанию, ребенок не только приобретает конкретные навыки, но и развивает такие качества, которые понадобятся ему в будущем. Во вторых некоторые родители не хотят предоставлять ребенку самостоятельность, так как это требует от них времени и терпения: легче самим завязать шнурки чем терпеливо ждать когда это сделает сам ребенок.

Для того чтобы родителей привлечь и убедить в целесообразности выполнения ребенком определенных действий самостоятельно, необходимо проводить долгие разъяснительные беседы, объяснять им «внутренние механизмы» предлагаемых детям действий.

Взяв за основу концепцию М. Монтессори и адаптировав ее с учетом национальных и социокультурных особенностей России, а также возможностей детей конкретного дошкольного учреждения, можно добиться того, чтобы новое поколение стало «независимым и свободным».

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 07:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД