Елена Попова
Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-путешествий
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР – ПУТЕШЕСТВИЙ
Попова Е. В.
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №2»
г. Алексеевки
Белгородской области
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-путешествий» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. Основным направлением в области физического воспитания является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
В рамках реализации ООП ДОУ одной из приоритетных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формировании у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек.
Образовательная деятельность с использованием игр-путешествий вписывается в концепцию заданную ФГОС ДО, и может стать отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных представлений о пространстве является одной из актуальных в области педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-путешествий.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- организация развивающей предметно-пространственной среды по формированию устойчивой мотивации и потребности детей в совершенствовании физических качеств и ориентировки в пространстве;
- подбор оборудования для проведения занятий с использованием игр-путешествий;
- разработка сценариев занятий физической культурой с применением игр-путешествий;
- разработка системы проведения занятий по развитию двигательной активности;
- формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни, использования элементов здоровьеориентированных технологий;
- развитие мотивации у детей, совершенствование физических качеств через реализацию тематического планирования занятий;
- стимулирование двигательной деятельности посредством игр-путешествий.
Для осуществления цели и задач развития ориентировки в пространстве старших дошкольников было разработано тематическое планирование с использованием игр-путешествий, где отражены методы и приемы, которые используются при реализации тем.
План разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОО.
Занятие с использованием игр-путешествий проводилось один раз в неделю на улице в соответствии с расписанием.
В плане отражено 9 тем: «Мой город», «Золотая осень», «Безопасность», «Дружба», «Я и моя семья», «Зима», «Новый год у ворот», «Вокруг света», «Братья наши меньшие», «Неделя мужества», «Культура и традиции», «Весна», «Книга - друг человека», «Земля – наш дом», «В здоровом теле – здоровый дух», «Наша Родина Россия», «Как прекрасен этот мир» и др. Для каждого занятия определены задачи по ориентировке в пространстве и раскрыты методы и приемы, которые применялись во время образовательной деятельности.
Так, при работе по теме «Мой город» инструктор по физической культуре предлагает изучить карту микрорайона детского сада и найти в обозначенном месте клад, пройдя определенные испытания.
Методика организации игр-путешествий с детьми дошкольного возраста вызывает огромный познавательный интерес у детей, они расширяют свои знания и кругозор. Но прежде, чем вводить эту технологию, необходимо направить свою деятельность на формирование основных представлений о пространственной ориентации.
Основное внимание в старшем дошкольном возрасте уделялось ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».
Следующая задача, которая ставилась – ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения стала возможной, так как была усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносил ее на другие объекты (выделял различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети познакомились с пространственными направлениями «направо — налево».
Особое внимание с детьми старшего возраста нужно обращать на освоение пространственного словаря, т. к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это первое условие, способствовавшее установлению полного соответствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием была необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого выполнялись упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных.
Третьим условием было научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «перед — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помог ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.
В подготовительной группе педагогом уделялось внимание закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
С этой целью в ходе игр для точного обозначения направления движения употреблялись в речи наречия и предлоги: правый верхний угол, левый верхний угол, центр зала, правый нижний угол, левый нижний угол, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, прямо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.
Немаловажное значение в работе имело обучение детей дошкольного возраста умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов; умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала были введены упражнения в определении направления положения предметов от самого себя при повороте на 90 и 180°.
Таким образом, использование игр-путешествий на занятиях по физической культуре способствовало:
• умению детей сосредотачиваться и мыслить самостоятельно;
• развитию внимания, стремлению к новым знаниям;
• познавать, запоминать новое, ориентироваться в необычных ситуациях, пополнять запас пространственных представлений в игровой форме;
• включению стеснительных детей в игру с огромным желанием, ребята прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре;
• умению читать схемы, карты;
• формированию физических качеств.
Эти результаты доказали, что именно играя непринужденно, можно логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные представления и развивать физические качества.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования игр-путешествий в работе инструктора по физической культуре для активизации способностей детей дошкольного возраста ориентироваться в пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 304с.
3. Габова, М. А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет : практическое пособие / М. А. Габова. – Москва: АРКТИ, 2010. – 136 с.
4. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI / Р. Говорова. – СПБ, 1994. – 237с.
5. Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. - М. : 1999 – 144 с.