Ирина
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе коррекционно-развивающих упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающие упражнения – это система игр, занятий и упражнений, которые направлены на формирование психических процессов ребенка, на расширение объемов памяти, тренировку мышления, развитие мелкой моторики дошкольника.
Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе коррекционно-развивающих упражнений» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Общей задачей коррекционно-развивающей работы является помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптироваться в условиях обычного дошкольного учреждения, то есть корректировать и развивать мыслительные процессы, формировать познавательную деятельность, а также работать над переходом от наглядно-действенного к словесно-логическому мышлению. Но так же для каждого ребенка ставятся отдельные задачи коррекционной работы, которые обусловлены личными физическими и психическими особенностями ребенка. Эти задачи формируются после тщательного обследования ребенка, и исходят из «зоны ближайшего развития» отдельно взятого дошкольника.
Коррекционно-развивающие упражнения делятся на несколько видов.
1) Упражнения на развитие и коррекцию высших психических функций.
Сюда относятся упражнения, направленные на развитие и коррекцию таких психических процессов, как память, внимание, логику и мышление. Часто эти упражнения строятся таких образом, что бы во время его выполнения ребенку было необходимо задействовать сразу несколько анализаторов.
2) Упражнения коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
К этому виду относятся такие способы работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, как арт-терапия. Подобная терапия позволяет выявить психологические проблемы ребёнка, вывести наружу негативные эмоции, развивает творческие способности дошкольника. Поведенческая терапия так же позволяет корректировать эмоциональную сферу ребенка, в частности нежелательные виды поведения и формирование полезных для ребенка навыков поведения.
3) Упражнения на формирование интонационной и выразительной речи.
Этот вид упражнений имеет большое значение, так как развитие интонационных умений у ребенка очень важно для речевого развития, ведь от умения правильно понимать и воспроизводить какую либо интонацию зависит то, насколько успешно ребенок будет общаться со сверстниками.
4) Упражнения и приемы на снятие мышечного напряжения.
Подобные упражнения на снятие мышечного напряжения часто служат своеобразным переключателем с одного вида деятельности на другой, а так же создают у ребенка положительный эмоциональный настрой. Кроме этого, такие упражнения имеют значение для физического развития ребенка, способствую формированию правильной осанки.
5) Упражнения на коррекцию плавности речи у детей с заиканием.
Упражнения, относящиеся к этому виду, направленны на коррекцию речи, что очень важно для коммуникации ребенка. Если речь дошкольника будет невнятной и непонятной для сверстников, он будет отстранен от социума.
6) Логоритмика и использование элементов ритмики.
Упражнения, относящиеся к логопедической ритмике, так же влияют на формирование общей моторики и речи, развивают двигательную активность, а так же помогает преодолевать речевые барьеры. Логоритмика корректирует различные речевые патологии у дошкольников.
Коррекционные занятия бывают нескольких типов:
Первый тип – диагностические коррекционные упражнения и занятия. При помощи подобных упражнений выявляются те стороны психического развития, которые требуют коррекционной работы; устанавливаются причины, из-за которых возникают нарушения.
Второй тип – это непосредственно сами коррекционно-развивающие занятия и упражнения. Именно они направлены на коррекцию нарушенных психических процессов.
Структура коррекционно-развивающего упражнения включает в себя следующие элементы:
Организационный момент. Он является важной составляющей структуры, так как привлекает и собирает внимание ребенка, а также создает благоприятную атмосферу, что важно для дальнейшей работы.
Разминка. Она влияет на эмоциональный настрой ребенка, настраивает ребенка на дальнейшую продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия для активизации детей, так же она может включаться в занятие между упражнениями, чтобы дать ребенку возможность переключить внимание, сменить эмоциональный настрой. Помимо разминок, направленных на активизацию детей, существуют так же разминки, которые наоборот помогают справиться с чрезмерным эмоциональным возбуждением.
Основная часть. Непосредственно та часть, где проводится упражнение или их комплекс. Они должны быть расположены в порядке от простого к сложному и чередовать виды деятельности – от подвижного к спокойному, от интеллектуального к расслабляющим релаксационным техникам.
Заключительная часть. Это часть предполагает подведение итогов и ее можно подразделить на две. Первая, где ребенок при помощи наводящих вопросов рассказывает, чем он сейчас занимался, для чего это нужно, а так же дает эмоциональный отклик – понравилось данное упражнение или нет и почему. Вторая – итоги, которые для себя подводит педагог. Что было успешным и на какие аспекты стоит обратить внимание в следующий раз.
В ходе реализации коррекционно-развивающих упражнений важно учитывать следующие положения.
1. Начинать проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.
2. Излагаемый материал должен стимулировать не только память, а также развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление. Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.
3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при развитии мнемической деятельности путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Осуществлять коллегиальное сотрудничество как со специалистами, курирующими ребенка, так и с его родителями.
5. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.
6. Постоянное разнообразие в содержании, и технике представляемого материала.
7. Не стремиться обучать незнакомым упражнениям, а постоянно направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.
8. Этапы коррекции предполагают изложение материала от «простого к сложному».
Существует отдельный пласт коррекционно-развивающих упражнений, который направлен на развитие зрительной памяти. Подобные упражнения необходимо проводить в комплексе. Для реализации такого комплекса проводятся диагностики психического развития детей, выявляются дети с наиболее низкими результатами, с которыми в дальнейшем проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении программы, являются диагностическим показателем продвижения развития ребенка.
При работе с детьми, которые имеют низкий уровень развития зрительной памяти необходимо учитывать высокую утомляемость и низкую работоспособность, возможно недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Начинать следует с как можно более простых и примитивных упражнений. Так как максимальный объем памяти старшего дошкольника 5-7 единиц, не следует использовать большее количество материала. Лучше начать с меньшего количества единиц, и потом перейти к большему – двигаться от простого к сложному.
Изначально можно использовать следующий алгоритм: ребенок запоминает 3-4 изображения предметов, животных, растений. Затем изображения убираются; ребенку необходимо узнать из их 10-12 аналогичных. Вначале изображения следует «прятать» среди резко отличающихся от него, затем среди все более и более похожих. Такие упражнения направленны на коррекцию узнавания.
Коррекционно-развивающих упражнений на развитие зрительной памяти огромное множество. Они могут проводиться как с конкретно выбранным ребенком, так и с подгруппой детей. Например, упражнение «Пуговицы». Для него понадобится два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется; два игровых поля, разделенных на несколько клеток. Начинать лучше с 4, постепенно увеличивая. У каждого игрока есть игровое поле и по одинаковому набору пуговиц. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
Коллективное проведение упражнений играет важную роль, так как коллективизм не даст ребенку понять, что это упражнение, направленное на коррекцию его недостатков, а создаст атмосферу непринужденной игры. Игры имеют значение для любого ребенка, с нарушениями или без, в играх дети раскрепощаются, не зацикливаются на выполнении задания и развиваются непринужденно. Это имеет гораздо больший эффект, чем строго регламентированные занятия.
Так же коррекционно-развивающие упражнения могут быть направленны на развитие сразу нескольких сфер ребенка.
Например, упражнение «цифры потерялись», в котором ребенку необходимо запомнить таблицу с цифрами, а затем воспроизвести ее в своей точно такой же таблице, направленно не только на развитие зрительной памяти, но и соприкасается с математическим развитием.
Упражнение «собираем бусы», где ребенку предлагается браслет из нескольких крупных бусин, который он может пощупать и рассмотреть, а затем восстановить из имеющегося у него набора, направлено так же на развитие мелкой моторики ребенка.
Во время определенных упражнений можно предлагать ребенку называть предметы, которые он видит, или которые ему необходимо запомнить, или, наоборот, необходимо убрать. Таким образом, можно закреплять словарь ребенка по определенной лексической теме.