Приложение МААМ

Развитие певческих навыков детей 4–7 лет. Педагогический проект музыкального руководителя (2 фото)

Розалия Ан
Развитие певческих навыков детей 4–7 лет. Педагогический проект музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие певческих навыков детей 4 -7 лет.

педагогический проект музыкального руководителя

Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руко-водителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов много труда и педагогического мастерства. К сожалению, в последние годы при подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна еще и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребенка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Публикация «Развитие певческих навыков детей 4–7 лет, Педагогический проект музыкального руководителя» размещена в разделах

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей :

Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Занятия пением помогают организовать, объединить:

• детский коллектив;

• способствует развитию чувства товарищества.

В процессе пения воспитываются такие важные черты личности:

• воля;

• организованность;

• выдержка.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

Голосовой аппарат ребенка

Голосовой аппарат ребенка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.

Охрана детского голоса

Певческий аппарат ребенка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребенка.

С целью охраны детского голоса следует:

• учитывать певческий диапазон ребенка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребенка;

• исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;

• осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

• следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

• добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);

• беречь голос ребенка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т. д.);

• не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3, на праздниках (не более 4-5);

• не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и легкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное, ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

Одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.

Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения) :

• сидеть (стоять) ровно;

• не сутулиться;

• корпус и шею не напрягать;

• голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения;

• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьезны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

• выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей;

• с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

• давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

• систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

• петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;

• вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, слышали чисто поющих детей сзади;

• транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному, т. е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Основные усилия педагога должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп,

вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (синтезатор, металлофон, ксилофон) музыкальный центр, компакт – диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Занятия проводятся:

• В средней группе (4 лет)

- 1 раз в неделю, длительность занятия 20 минут.

• В старшей группе (5 – 7 лет) небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке

- 2 раза, длительность занятия 30 – 35 минут.

Использую следующие формы занятий:

• коллективные;

• групповые;

• индивидуальные.

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются следующие задачи:

Образовательные:

• овладение вокально-певческими навыками;

• чистого интонирования;

певческой дикции;

• артикуляции и дыхания;

• знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.

Развивающие :

развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

развитие голосового аппарата;

развитие артистических качеств.

Воспитательные:

• воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;

• воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра.

Именно в игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Обучение детей пению начинаю с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу.

На речевом этапе провожу с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т. о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает:

• устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

• разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

развить мимику, артикуляционную моторику;

развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопос-тавлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха :

• чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Игры и упражнения начинаю с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаю считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даю детям различные варианты заданий, например:

• произнести текст сначала громко, затем тихо;

• произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким;

• сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т. д.

Развитие певческих навыков детей 4–7 лет. Педагогический проект музыкального руководителя

Одним из любимых видов деятельности детей на занятиях является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки проводим в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперед и т. д.)

На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребенка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

Фото №1 Развитие певческих навыков детей лет

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию. Использую два вида упражнений для распевания:

• специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;

• упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребенка) тональностях сверху вниз или наоборот.

Начинаю распевание в среднем, удобном для ребенка диапазоне, постепенно расширяю его вверх, предлагаю исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений.

Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: использую такие приемы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

Очень тщательно отношусь к подбору упражнений, учитываю, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.

В работе использую как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях использую следующие методические приемы:

• пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам);

• пение «цепочкой» (поочередное пение).

Этот прием дает мне возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей.

Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения.

Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

Музыкально – дидактические игры чаще всего использую перед разучиванием новой песни.

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражает круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов:

Итогами нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в улусных, региональных, республиканских конкурсах.

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие певческих навыков детей 4–7 лет. Педагогический проект музыкального руководителя
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 14:06
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие певческих навыков детей 4–7 лет. Педагогический проект музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Розалия Ан (УИ 2290477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД