Приложение МААМ

Развитие познавательно-речевой деятельности

залина черкасова
Развитие познавательно-речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Публикация «Развитие познавательно-речевой деятельности» размещена в разделах

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач (слайд)

1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

- Образовательная область «Познание»

ЗАДАЧИ:

-сенсорное развитие

-развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

-формирование элементарных математических представлений

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение ряда задач (слайд)

2. – Образовательная область «Коммуникация»

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми

- развитие всех компонентов устной речи детей

- практическое овладение воспитанниками нормами речи

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: (слайд)

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Задачи:

- формирование целостной картины мира

- развитие литературной речи

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Приемы, используемые для развития познавательно – речевого развития традиционны (слайд)

4. НАГЛЯДЫЕ: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций, экскурсии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ: упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

СЛОВЕСНЫЕ: рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Остановимся более подробно на некоторых из ни (слайд)

5. Экскурсия

Элементарно-поисковая деятельность

Игра

6. ЭКСКУРСИЯ

-

В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея. При этом отрабатывается монологическая речь. После таких экскурсий организовываются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети могут самостоятельно или с помощью взрослого представит продукты своего творчества. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить предложения и использовать языковые средства для соединения их частей. Т. е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутье.

Использование экскурсий в работе с детьми ведется по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребенка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно-речевому, творческому и эмоциональному развитию. (слайд)

7. 1НАПРАВЛЕНИЕ: Взаимодействия МБДОУ с социальными институтами города (музей, Художественная галерея, библиотека)

2 НАПРАВЛЕНИЕ: использование целевых прогулок в помещении МБДОУ и его окрестностях и создание мини-музеев в дошкольном учреждении.

Взаимодействие с социальными институтами города способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Посещение различных по тематике выставок формирует основы художественной и визуальной культуры дошкольников. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (продуктивную, познавательную, речевую, художественно-творческую). (слайд фото) три клика мышкой

Несмотря на огромную направленность городских музея, галереи в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра. Не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию.

Другое дело мини-музеи, созданные в дошкольном учреждении организуются с учетом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное во время экскурсий в такой мини-музей не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.

Интерьер музея постоянен. Обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста: «Музей Природы», «Музей народного творчества», «Музей игрушек», «Музей музыкальных инструментов» и т. д. Независимо от тематики экскурсий задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требования программы.

ПОИСКОВО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя» Альберт Энштейн

Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличие у ребенка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача педагога поддерживать любознательность, организуя поисково-исследовательскую деятельность, стараясь во время экспериментов ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать простейшие выводы. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды- лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. В этом педагогу придут на помощь игры-эксперименты. (слайд фото) четыре клика

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересными увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее. Анализировать и сопоставлять факты. Делать выводы, и добиваться результата.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа. Служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А. С. Макаренко

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. (слайд фото)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей. (слайд фото)

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. (слайд фото)

Дидактические игры занимают особенно-важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. (слайд фото)

Остановимся подробней на некоторых видах игр.

ИГРЫ С МОДЕЛЯМИ

«Исследования показали, что дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их» Л. А. Венгер

Игры с моделями. Содержание, которых включает в се необходимые условия для познавательно-речевого развития в старшем дошкольном возрасте.

(слайд фото) два клика мышкой

Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.

Например. Детям предлагается составить на листе бумаги. При помощи геометрических фигур, план комнаты куклы. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Можно услышать следующие рассуждения: «Здесь, посередине будет стол. А вокруг много стульев; К Маше (кукле) придут гости и она их будет поить чаем; чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна».

Дети с удовольствием воссоздают по разработанному ими плану устройство дома из игрушечной мебели. Любят приглашать гостей на новоселье куклы и вносить коррективы в свой план, если увидят что-либо любопытное в игрушечной квартире, обустроенной другим ребенком.

Подобные игры с моделями могут быть и в «Зоопарк»(где дети становятся экскурсоводам и в «Город строителей».

На схеме дети указывают. Какие животные живут в зоопарке, где находятся вольеры. Можно попросить обустроить так. Чтобы в южной части зоопарка были представители жарких стран, а в северной части, те, кто любит морозы. Разрабатывая экскурсионный маршрут нужно продумать. Что рассказывать о каждом обитателе. Здесь активизируются знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара.

Игры с моделями могут быть и настольными. Дети рисуют и оформляют настольную игру самостоятельно или с помощью взрослого. В самодельные настольные игры дети играют с большим удовольствием, чем в игры заводского производства. Взаимодействие детей в процессе разработки модели, и самой игры достаточно продолжительное. Ребенок учится ставить игровые задачи и принимать их от сверстников. В игре с моделями возникает ролевая беседа.

Наличие стойкого познавательного интереса к игре позволяет самостоятельно решать появляющиеся конфликты, что положительно влияет на становление личности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРОТЕКА

• Дидактические и настольно-печатные игры

• Иллюстративный материал

• Коллекции

• Демонстрационный материал

• Оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений

• Мини-библиотека

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности может стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Рубриками познавательной игротеки могут быть : «Цветочное королевство», «Экспериментируем вместе», «Путешествие по Солнечной системе» или любая лексическая тема.

Так же в приемной можно оформить уголок для родителей «Мама, поиграй со мной» и в течении года выкладывать перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома.

Таким образом, для детей познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт. «Сказка как познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» ОБОБЩЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Сказка как познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста» ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-речевой деятельности
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 01:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-речевой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем залина черкасова (УИ 10785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД