Альбина Тихонова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проект «Вокруг света»
▼ Скачать + Заказать документы
[Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проект «Вокруг света»]
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проект „Вокруг света“» размещена в разделах
В основу ФГОС дошкольного образования заложен системно - деятельностный подход, который предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дошкольник становится субъектом образования и полноценным участником образовательных отношений. Педагогу отводиться роль куратора, способного стимулировать познавательную активность ребенка, и направляющего ее в нужное русло. Педагог должен так организовать деятельность детей, чтобы они были заинтересованы в исследовании, были самостоятельны в своих познаниях и проявляли инициативу. В этой связи возникает необходимость в использовании таких средств обучения, которые наиболее эффективно способствуют развитию познавательного интереса детей.
Данным требованиям в полной мере соответствует технология проектирования. Многие авторы, такие как Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, М. В. Крупенина и другие, изучили данный метод и признали его эффективным для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и их творческой инициативы.
Преимущество проектного метода заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях, значимых для детей. Проектная деятельность, обеспечивает развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует формированию навыков сотрудничества и практических умений.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной изучаемой темы.
Определившись с темой, поставила перед собой цель:
Создание условий для развития познавательной активности ребенка
через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1. Познакомить детей с материками, определять расположение материков на карте, условия жизни их обитателей (животных, растений).
2. Знакомить со странами мира и их достопримечательностями.
3. Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в
окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.
4. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
5. Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.
6. Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной
деятельности.
7. Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающую особенности разных континентов и ее обитателей.
Вид проекта : познавательный, творческий
Тип проекта : долгосрочный (1 год)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
• Повышение познавательной активности детей в ходе знакомства с многообразием жизни на планете Земля.
• Приобретение элементарных навыков работы с картой и глобусом.
• Сформированность представлений у детей о природных зонах земли, континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений). Обогащение представлений детей о населении Земли, жизни людей на разных материках и в разных условиях.
• Обогащение предметно-развивающей среды группы материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: иллюстрации, игрушки, игры, презентации, альбомы, фильмы и т. п.
Продукт проекта : многофункциональное дидактическое пособие «Карта мира», с расположенными на ней обитателями и объектами, иллюстрации, слайды, презентации, картотека «Подвижные игры со всего Света».
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный этап (информационно - накопительный)
(сентябрь)
2 этап – Основной этап (организационно - практический)
(октябрь– апрель.)
3 этап – Заключительный этап (презентационно - завершающий)
(май)
На подготовительном этапе была проведена диагностика уровня сформированности познавательного интереса и активности дошкольников. Для сбора информации была использована методика Галины Андреевны Айдашевой. (Приложение 1)
Проанализировав полученные данные, я пришла к выводу, что дошкольники в основном показали средний и низкий уровень познавательной активности. Дети не достаточно инициативны и самостоятельны в процессе выполнения заданий. При затруднениях часто теряют интерес к деятельности и расстраиваются, редко обращаются за помощью к воспитателю. Не достаточно задают вопросов познавательного характера.
С целью выявления степени заинтересованности родителей в проектной деятельности, провела родительское собрание: «"Проектная деятельность в ДОУ"»(Приложение 3, где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку, при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел детей дошкольного возраста, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Так же проводилось анкетирование родителей, с целью выявить их готовность к сотрудничеству и желание участвовать в проектной деятельности. (Приложение 2) Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Оформила для них информацию в родительском уголке на тему: «Как выбрать тему проекта?» (Приложение 4), «Роль родителей в проектной деятельности» (Приложение 5)
Подобрала методическую, справочную, энциклопедическую и художественную литературу по выбранной тематике проекта. Подобрала игры, упражнения по ознакомлению детей с географическими объектами. Вместе с родителями приобрели иллюстративный материал: фотографии, атлас, физическую и политическую карты мира, карту России, карту природных зон России, плакаты природно- климатических зон Земли.
Следующим шагом было составление перспективного плана работы по реализации проекта. (Приложение 6)
Формы работы с детьми на основном этапе (организационно - практический)
• НОД
• Беседы
• наблюдения
• опыты, экспериментирование
• решение проблемных ситуаций
• моделирование и конструирование
• словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры, подвижные игры разных народов.
• развлечения, КВН, досуги.
• чтение художественной литературы детям;
• прослушивание музыки разных народов, импровизированные танцы под музыку
• просмотр мультимедийных презентаций и обучающих мультфильмов
• рисование и раскрашивание раскрасок;
• лепка и пластилинография;
• аппликация.
Практический этап работы над проектом начала с беседы. В ходе беседы познакомила детей с глобусом, картой и расположенными на них материками. (Приложение 7) Для закрепления, в свободной и совместной деятельности, прочитали страницы книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», сделали обрывную аппликацию географической карты. Также были сделаны «Дневники путешественника» для того чтобы дети могли фиксировать в нем все самое интересное, что они узнали во время проекта «Вокруг света».(Приложение 12)
Первый континент, на который мы отправились, была Африка. Рассмотрели карту мира, определили местоположение Африканского континента. Для систематизации знаний детей о флоре и фауне Африки, уточнения представления о населении Африки, знакомства с народами, населяющими Африку, их бытом, традициями и обычаями, провела НОД «Путешествие в Африку». С помощью книг и энциклопедий познакомились с национальной одеждой, музыкальными инструментами. Прослушали музыкальные произведения народов Африки, разучили некоторые подвижные игры: «Мамба», «Калабаса», «Африканские салки по кругу».(Приложение 10) С помощью презентации дети познакомились с достопримечательностями Африканского континента. Все, что показалось детям самым интересным, они зафиксировали в своем «Дневнике путешественника». Вместе с родителями изготовили макет Африканского континента с его обитателями.
Дальше предложила детям отправиться в Австралию. Провела НОД «Путешествие в Австралию»(Приложение 8, где познакомила детей с самым маленьким континентом и его обитателями. В свободной изобразительной деятельности познакомились с австралийской точечной живописью. (Приложение 12) С целью знакомства детей с населением и достопримечательностями Австралии рассматривали иллюстрации, читали книги, энциклопедии. Вместе с родителями изготовили макет Австралийского континента с его обитателями. В свободной деятельности дети играли в путешествие по Австралии - развернули сюжетную игру с разными приключениями. Свои впечатления дети зафиксировали в «Дневнике путешественника»
Следующим континентом, с которым познакомила детей, была Антарктида. Через НОД : «Этот удивительный материк – Антарктида» (Приложение 9) познакомила детей с отличительными климатическими и природными особенностями Антарктиды, познакомила с представителями флоры и фауны Южного полюса. Для закрепления полученных знаний в режимных моментах и свободной деятельности рассматривали иллюстрации, читали энциклопедии и художественную литературу. В свободной игровой деятельности дети организовали Сюжетно-ролевую игру «Путешествие в Антарктиду. Сделали необходимые зарисовки в «Дневнике путешественника»
Провела цикл бесед, занятий способствующих знакомству детей с Северной Америкой, ее историей, традициями. С помощью презентаций, энциклопедий, иллюстраций, художественной литературы рассказала детям о растениях и животных континента, о некоторых достопримечательностях, о народах населяющих Северную Америку. Прослушали музыкальные произведения народов Северной Америки, разучили некоторые подвижные игры, познакомились с национальной одеждой, музыкальными инструментами. В свободной игровой деятельности дети примерили на себя образ ковбоя. Свои впечатления дети отразили в «Дневнике путешественника».
Следующим континентом, с которым познакомила детей, была Южная Америка. В ходе беседы и просмотра презентации дети познакомились с представителями растительного и животного мира южно – американского материка, с населением, его обычаями и традициями. Разучили подвижные игры «Кот в мешке», «Поезда», «Монетный двор».(Приложение 10) В самостоятельной игровой деятельности организовали сюжетно-ролевую игру «Бразильский карнавал». В ходе режимных моментов смастерили сомбреро для кукол, нарисовали костюмы разных стран южноамериканского континента. При чтении книг, энциклопедий, при рассматривании иллюстраций дети познакомились с природными достопримечательностями континента.
Последним мы посетили самый большой континент Земли Евразию. В ходе НОД «Путешествие по странам Евразии познакомила детей с двумя его частями : Европой и Азией, их отличительными природными особенностями. В свободной игровой деятельности организовали показ мод, с целью знакомства с национальными костюмами разных стран (Приложение12, разучили подвижные игры народов разных стран Евразийского континента (Приложение 10). На занятиях ручного труда и аппликации познакомились с такими странами как Китай, Италия изготовили маски для венецианского карнавала и китайский веер. На занятиях по рисованию познакомились с достопримечательностями стран Европы. Из чтения книг, энциклопедий, рассматривания иллюстраций узнали о растительном и животном мире стран Европы. В экспериментальной деятельности научились строить ветряки. Во время чтения художественной литературы познакомились с писателями разных стран: братья Гриммм, ВГауф, Шарль Перро, Г. Х. Андерсен и др. Все интересные факты занесли в «Дневник путешественника»
III этап – Заключительный.
Данный проект способствовал тому, что у детей расширился кругозор, дети получили представления о разных странах, об их местоположении, об их особенностях, о национальных традициях. Познакомились с картой мира и глобусом. У детей сформировались дружелюбное и уважительное отношение к другим народам.
Познакомились с некоторыми сказками и подвижными играми народов мира. У детей появилось желание запечатлеть в творческих работах приобретённые знания и высказываться по данной теме, выполнять аппликации, рисовать, складывать из бумаги, участвовать в творческой деятельности. Созданные макеты, пособия, модели, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр дети с удовольствием используют в повседневной самостоятельной деятельности. Также итогом проекта стала картотека «Подвижные игры со всего света», где собраны игры с разных континентов.
Многие родители с удовольствием включились в процесс совместной работы. Они помогали в создании презентаций, пособий, костюмов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Приняли участие в подготовке итогового мероприятия, завершающего проект «Вокруг света»-Досуг «Путешествие по континентам» (Приложение 11, где дети смогли представить свои исследовательские проекты другим детям.
Используя метод проектирования, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей.
По окончании проекта у детей сформировалось стремление познавать окружающий мир, быть активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и способностях.
По результатам итоговой диагностики дети в основном показали средний и высокий уровень познавательной активности. У детей проявлялась большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи.