Папки-передвижки

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Алла Еськова
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и специалистам которые с ним работают. Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, необходимо:

Публикация «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» размещена в разделах

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону,

надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, рас-

платиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны су-

меть сделать каждый из этих шагов в отдельности, правильно спланировав

порядок выполнения необходимых действий. Для ребёнка с синдромом-это очень сложная задача.

Задачей развития познавательной деятельности является :

развитие мышления,

формирование понятий и отработка отдельных навыков,

обучение ребёнка умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Мы обучаем ребенка в процессе:

специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал

в бытовой деятельности

в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о

развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

·Снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

·Необходимость большого количества повторений для усвоения

материала;

·Низкий уровень обобщения материала;

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

·Трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

·Сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

·Нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Нарушение сенсорного восприятия

Как заниматься с ребенком с синдромом Дауна.

Самое первое условие при проведении занятий - занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку.

1. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки. Игрушки надо выбирать яркие, с различной фактурой, яркие бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает, чтобы ему было легче соотнести с словесной инструкцией и создать более полный и точный образ.

Например, для обучения сортировке можно использовать шарики и кубики, а можно – шишки и желуди или вилки и ложки. И может быть, шишки и желуди окажутся для ребенка самыми привлекательными. Для отработки одних и тех же навыков стараемся использовать разные материалы. Использование картинок возможно только тогда, когда ребенок уже знаком с предметами, которые на них изображены. А вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.

2. Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого следует выбирать такие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за столом. Всей группой можно играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сидеть за столом мы должны напротив ребенка, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть наши жесты и действия. Инструкция, которая предлагается ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить медленно, подкрепляя слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность подумать и ответить. Не стоит торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, то нужно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали, например,показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого оказывается недостаточно, нужно помочь ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае, необходимо, чтобы задание было закончено. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут.

3. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие - нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом, он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнить данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях.

Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задание или форма, в которой они предлагаются

не соответствуют уровню развития ребенка. При этом, у ребенка быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза

сидя за столом, предъявление пособия, особая интонация голоса взрослого и т. д.) В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Нужно постараться также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в которые играем с ребенком. За столом можно в это время заниматься чем-то другим, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что играть со взрослым интересно, и он действительно может сделать то, что от него требуют, ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм за столом.

Как обучать ребенка в игре

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка. Долгое время ребёнок с синдромом Дауна будет зрителем. Затем, подражая взрослому, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, то можно подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Вот он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!» В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, необходимо подумать, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, если мы учим ребенка строить ворота из кирпичиков. После того, как ворота построены,можно предложить ребёнку провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться в конструировании, а кроме того, будет рад возможности снова сломать их. После занятия, когда мы продемонстрировали ребенку модель поведения, всегда оставляем игрушки в поле его досягаемости и даём возможность самому попробовать играть ими.

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают

использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игр с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Поэтому мы рекомендуем родителям перед купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

Как обучать ребенка в быту

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в хозяйственно-бытовую деятельность. Так как мытье полов- способствует развитию точности движений. Мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. На этом этапе работы мы подключаем родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо работают по подражанию. Поэтому, мы рекомендуем родителям включать детей в домашние дела,например, когда они готовят салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с ними. Если у него что-то не получается, то нужно показать ему правильные движения, действуя его руками. Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно.

Все задания, предлагаемые ребёнку с синдромом Дауна во время занятий, я по методике Медведевой Т. П. «Развитие познавательных процессов у детей с синдромом Дауна» делю на четыре блока по уровню сложности. (вообще для детей с синдромом Дауна подходят любые методики для умственно отсталых детей)В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, освоение которых необходимо для перехода к следующему уровню.

Остановимся подробнее на каждом из блоков заданий, направленных на последовательное формирование и развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна.

БЛОК 1 Задания, базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

БЛОК 2 Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

БЛОК 3 Задания, базирующиеся на умении оперировать двумя понятиями одновременно

БЛОК 4 Задания, базирующиеся на умении оперировать тремя понятиями одновременно

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.

Задания на развитие Внимания и памяти

Это такие задания, как:

Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка. (Представление о постоянстве объекта)

Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов

Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор».

II. Размер, форма, цвет

Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования.

Сортировка с опорой на образец

Формирование понятия «одинаковый» : подбор пар одинаковых картинок.

Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки

Формирование понятия «средний»

Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки

Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки

III. Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей.

Мы используем: (с показом схем)

Конструирование по жесткой схеме

Конструирование по образцу

Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.)

Складывание целого из частей

Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета

IV. Логические задания

Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Продолжить последовательность — Красный, желтый, красный, желтый.

Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок.

V. Обучение счету

Обучение счету включает в себя:

знание числовой последовательности от 1 до 5,

пересчет предметов с подведением итога,

умение взять по просьбе заданное количество предметов,

соотнесение количества и числа,

решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала

VI. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Игра «Что? Где? Когда?» Интегрированное занятие по познавательной деятельности для детей 6–7 лет. Открытый просмотр Игра «Что, где, когда?» 1. Школьники прислали задания для игры. Задания в конвертах. Если отгадаете или выполните задания, то получите.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Опубликовано: 23 июля 2020 в 12:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД