Получи документы

Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования

елена нетеcова
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой»

Н. Н. Поддъяков

Публикация «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования набирает силу такой эффективный метод познания окружающего мира и вид познавательной деятельности дошкольников, как метод экспериментирования.

Известные психологи Б. П. Ананьев, Л. И. Божович, М. Ф. Беляев проблему экспериментирования определяли, как основу развития познавательного интереса, как опыт видения предметов и явлений окружающего мира. Действительно, с помощью эксперимента развивается внимание, зрительная память, элементы логического мышления, формируются мыслительные операции, обогащается и активизируется словарный запас.

Как же дети воспринимают экспериментирование?

Практика показывает, что начиная со среднего возраста, детям очень любопытно, почему не тонет шарик в воде, почему вертятся вертушки и т. п. При грамотном проведении эксперимента дети могут и умеют самостоятельно сделать вывод: шарик не тонет, потому что он наполнен воздухом, а воздух легче воды. Таким образом, в процессе организации детского экспериментирования решаются следующие задачи:

- получение детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- обогащение памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов и развитие речи, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формирование самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Наиболее важной задачей познавательного развития является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире) как предпосылки формирования готовности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство обучения, и как сильный мотив.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

На основе методик И. З. Куликовской, М. Н. Совгир разработана авторская система познавательного развития в процессе экспериментирования, задачи которой можно сформулировать следующим образом:

- формировать элементарные экологические знания, т. е. уточнять и систематизировать знания о живой и неживой природе;

- направлять деятельность дошкольников на умение видеть и выделять проблему эксперимента;

- учить анализировать объект или явление, выделяя существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты;

- воспитывать желание самостоятельно отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности, самостоятельно осуществлять её и делать выводы.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В процессе экспериментирования ребенок дошкольного возраста приобретает следующий ряд навыков данной деятельности:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы;

- выделять существенные проблемы и связи;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- проводить эксперимент;

- делать вывод.

Таким образом, экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становления у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем малыш должен понимать речь окружающих, разобраться в назначении.

«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования» Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского.

Развитие инициативы у дошкольников посредством нетрадиционного рисования Видео Данный фильм рассказывает о том как развивать детскую инициативу дошкольников по средствам нетрадиционного рисования. был сформулирован.

Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий» МБДОУ Курагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида Долгосрочный педагогический проект: «Развитие познавательной активности.

Мастер-класс «Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы»Мастер-класс «Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы» собое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Большую роль в этом.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников Тема: "Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников" Основные принципы дошкольного образования.

Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности  Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы.

Развитие познавательной активности у детей 6–7 лет в процессе детского экспериментирования. 1 слайд «Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня» 2 слайд Здравствуйте, уважаемые члены жюри.

Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности (группа 2-14) 2 файл. Для придания новой теме сюжетности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 16 мая 2017 в 09:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем елена нетеcова (УИ 1183009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД