елена нетеcова
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования
«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой»
Н. Н. Поддъяков
Публикация «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования набирает силу такой эффективный метод познания окружающего мира и вид познавательной деятельности дошкольников, как метод экспериментирования.
Известные психологи Б. П. Ананьев, Л. И. Божович, М. Ф. Беляев проблему экспериментирования определяли, как основу развития познавательного интереса, как опыт видения предметов и явлений окружающего мира. Действительно, с помощью эксперимента развивается внимание, зрительная память, элементы логического мышления, формируются мыслительные операции, обогащается и активизируется словарный запас.
Как же дети воспринимают экспериментирование?
Практика показывает, что начиная со среднего возраста, детям очень любопытно, почему не тонет шарик в воде, почему вертятся вертушки и т. п. При грамотном проведении эксперимента дети могут и умеют самостоятельно сделать вывод: шарик не тонет, потому что он наполнен воздухом, а воздух легче воды. Таким образом, в процессе организации детского экспериментирования решаются следующие задачи:
- получение детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- обогащение памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов и развитие речи, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- формирование самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Наиболее важной задачей познавательного развития является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире) как предпосылки формирования готовности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство обучения, и как сильный мотив.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
На основе методик И. З. Куликовской, М. Н. Совгир разработана авторская система познавательного развития в процессе экспериментирования, задачи которой можно сформулировать следующим образом:
- формировать элементарные экологические знания, т. е. уточнять и систематизировать знания о живой и неживой природе;
- направлять деятельность дошкольников на умение видеть и выделять проблему эксперимента;
- учить анализировать объект или явление, выделяя существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты;
- воспитывать желание самостоятельно отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности, самостоятельно осуществлять её и делать выводы.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В процессе экспериментирования ребенок дошкольного возраста приобретает следующий ряд навыков данной деятельности:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы;
- выделять существенные проблемы и связи;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- проводить эксперимент;
- делать вывод.
Таким образом, экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становления у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.