Лучший педагог года

Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ

Марина Григорьева
Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ

Аннотация: в статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Автор отмечает, что, созданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и мастерскому.

Публикация «Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ» размещена в разделах

Ключевые слова: профессиональное развитие, программа сопровождения, формы методической работы, профессиональная компетентность, педагог, ДОУ.

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. И определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации образовательной деятельности в ДОУ.

Профессиональное мастерство педагогов в нашем дошкольном учреждении развивается и совершенствуется в соответствии с разработанной программой «Методическое сопровождение педагогов ДОУ как средство развития профессиональной компетентности». Содержание Программы состоит из Пояснительной записки и 3-х блоков: I блок – Научно-методическое обеспечение; II блок – Работа с кадрами, повышение профессиональной компетентности; III блок – Взаимодействие с семьей и социумом. В одном из разделов II блока Программы представлен перспективный план профессионального роста педагогов. На первом Диагностическом этапе происходит изучение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива. Выявление проблем. Второй этап – Разработка стратегии и тактики развития методического сопровождения. Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями происходит посредством использования активных методов и форм методической работы; изучение и внедрение современных технологий; работы в творческих группах; инновационной деятельности по реализации ФГОС ДО; обобщение собственного опыта; участие в конкурсном движении. На третьем заключительном этапе – Подведение итогов: Анализ результатов; планирование работы на следующий период. Сейчас поделюсь опытом по повышению педагогического мастерства педагогов, раскрою некоторые факторы, формы и методы методической работы.

1) В методическом кабинете для этого созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд информационной и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, энциклопедии, методические пособия систематизируются по годам, по направлениям, используются для составления программно-методического обеспечения, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми. Во время работы с методической литературой часто встречаются незнакомые термины. В этих случаях наши педагоги пользуются имеющимися словарями, энциклопедиями, интернет – ресурсами, т. к. имеется компьютеры в свободном доступе для педагогов.

2) В работе с педагогами стараюсь использовать самые разнообразные формы, но наиболее эффективны те, где участники максимально активны. Распространенной формой методической работы с включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование или экспресс-опрос. Наиболее эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров являются обучающие семинары. В процессе подготовки к семинарам педагоги совершенствуют свой теоретический уровень, взаимодействуя с коллегами, участники семинара получают информацию, связанную с их образовательными потребностями, что отражает качество работы. Для развития профессионально ценностных ориентаций педагогов использую форму «Деловая игра», в которой скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности участников. Такие игры создают условия для совместной деятельности, активизация создается за счет приближения игровых условий к реальным. Следующим методом активизации педагогов является Проектный метод. Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Также новые формы методической работы, связаны с использованием ИКТ: это электронные ссылки, вебинары, презентации на собственных сайтах педагогов. В своей практической деятельности наравне с традиционными методами, упражнениями и формами организации работы использую инновационные и интерактивные. Например: «Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. «Коучинг-сессия». Интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Например: «Работа с аттестуемым педагогом по листам самооценки». «Образовательный салон» – в рамках работы салона происходит распространение информации, практических материалов, полученных одним из педагогов после прохождения курсов или семинаров по повышению квалификации. Педагог в ходе работы не только знакомит членов коллектива с основными идеями ранее изученного материала, но и практическими рекомендациями по его реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.

3) В течение всего межаттестационного периода педагоги ДОУ формируют портфолио, которое является дополнением к индивидуальной программе профессионального развития. Структура портфолио утверждена Положением ДОУ и выстроена по компонентам деятельности как в листе экспертного заключения на аттестации. Материалы портфолио рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

4) Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в дошкольном учреждении. На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияет совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта. Например, периодические выезды в театры, цирк, аквапарк города Екатеринбурга. Оздоровление сотрудников в бассейне, городской сауне, на горячих источниках г. Режа, Тюмени. Активное участие в городской Спартакиаде. Проведение вечеров-развлечений к праздникам и незабываемые праздничные программы для коллег-юбиляров.

5) Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда (показатели эффективного контракта). Несмотря на то, что у части педагогов нашего учреждения материальные стимулы преобладают, использование морально-психологического стимулирования все-таки остается тоже значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес на собрании коллектива или Педагогическом совете, благодарность с занесением в трудовую книжку. Поэтому, стало уже традицией, на Итоговом педагогическом совете награждать Грамотами, Благодарственными письмами педагогов за профессионализм и творческий подход к работе, результативность и активную жизненную позицию в течение учебного года.

6) Сопровождение педагогов для участия в конкурсном движении на различных уровнях. Чтобы стимулировать педагогов на ситуации профессионального успеха регулярно сначала на уровне ДОУ проводила открытые просмотры, выставки, смотры, конкурсы, как творческие, так и профессиональные : «Лучшая разработка дидактической игры», «Лучшее открытое занятие», «Копилка педагогических идей», «Я – профессионал», «Мое портфолио – лучший методический ресурс». Затем разработала «Методические рекомендации по оформлению материалов на профессиональный конкурс». За последние 5 лет заметно вырост процент педагогов, участвующих в различных конкурсах, и занимающих призовые места на уровне города, области и РФ. 7) Постоянно мотивирую педагогов на ситуации творческого профессионального роста. Можно проследить положительную динамику в аттестации педагогов : увеличение числа аттестованных с 87% до 93% (1КК – 65%; ВКК – 21%; СЗД – 7%). Идеализирована система повышения квалификации педагогов с целью формирования эффективного самообразования с учетом мотивов и профессиональных потребностей сотрудников. Наблюдается значительное повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку: с 50% до 100%.

Для подведения итога и определения уровня профессиональной компетентности, педагогов использовала методику следующих авторов-составителей: А. С. Агафоновой, С. А. Воротниковой и др. Результаты диагностики показали, что довольно большой процент педагогов (58%) на допустимом уровне, которые используют аналитические навыки, диагностические методы, творческий подход в работе с детьми, применяют современные средства и технологии в продуктивной, познавательной деятельности. Но пока еще не всегда могут объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности. Радует, что выделяются педагоги оптимального уровня (28%, которые выбирают инновационные методы, формы и средства образовательной деятельности. Прогнозируют развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Хорошо владеют доказательной научной аргументацией. Педагогам, которые пока на низком уровне (14%, нужна постоянная мотивация, поддержка начинающим педагогам для дальнейшего профессионального продвижения и совершенствования в работе с дошкольниками.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с педагогами, в соответствии с программой сопровождения, способствует положительным изменениям в педагогическом процессе, позволяет вести контроль и повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, а это самое главное для качественной организации образовательной деятельности в ДОУ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года»Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства»Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства» Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства». В нашем детском саду прошел конкурс профессионального мастерства. Конкурс - это всегда.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет проведенного мною семинара – практикума с педагогами на тему: «Совершенствование.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня»Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня» С приближением весны у нас поднимается настроение! Сияет солнце, прилетают птицы, «просыпаются» деревья, а самое главное - приходит замечательный.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ
Опубликовано: 21 января 2020 в 13:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД