Лучший педагог года

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Наталья Варлакова
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Слайд 1

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Существует несколько определений термину «просодия» (от греческого «prosodia», но все они довольно похожи друг на друга.

Просодия (по Т. Ф. Ефремовой) – 1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке.

Публикация «Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.

Просодия (по С. И. Ожегову) – 1. То же, что стиховедение. 2. Часть стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи. 3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.

По мнению Н. И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка.

В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств речи.

Единого мнения по количеству этих компонентов у авторов нет.

2 слайд

Основные понятия просодической стороны речи.

Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

Слайд 3

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.

Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи, зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии, например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

Слайд 4

Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентовречи : слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составесинтагмы – синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса, которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.

Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.

Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis – прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.

Слайд 5

Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, имеющая определенные качества, такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.

Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и так далее.

Полетность голоса – длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков,способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости голоса. (таааааак, тиииихо)

Модуляция голоса – способность изменять голоса по силе, тону, высоте, тембру и длительности звучания.

Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».

Слайд 6

Работа над формированием внятности речи детей. Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

• речевой выдох ослаблен, короткий;

• речь монотонна, маловыразительна;

• темп речи замедленный или ускоренный;

• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;

• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

• тембр чаще низкий.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап Подготовительный

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

2 этап Основной

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5. Дифференциация интонационной структуры предложения.

3 этап Заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения

Слайд 7

Как учить стихотворение правильно?

Первый этап - ребёнку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.

Второй этап – с ребё нком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/ о чём стихотворение, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребёнка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

Третий этап – дать ребё нку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так поиграем?

Можно предложить несколько возможных ситуаций: я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я – режиссёр, а ты – артист. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребёнка повторить тихим голосом, но слух.

Четвертый этап – ребё нок рассказывает с небольшой помощью взрослого: «расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать и подсказывать первое слово в строке»

Пятый этап – через некоторое время или на следующий день повторить ещё раз стихотворение (прочитать и ребёнок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребёнку своё восхищение: «Молодец! Я горжусь тобой!»

Такая методика возможна в том случае, если у ребёнка от природы хорошая память или уже натренированная.

Слайд 8

Если дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребёнка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинки к каждой строчке стихотворения. В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные анализаторы.

В комплексе ребёнку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.

Слайд 9

Что ещё влияет на быстроту запоминания стихотворения

Содержание. Если ребёнку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно стараться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребёнок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Объём. Если текст большой по объёму, это сразу же пугает ребёнка. Для детей 3-4 лет нормальный объём – 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников – 3-5 четверостиший.

Значимость. Если ребёнок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.

Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на чётком ритмичном повторении.

Слайд 10

Организация предметно-развивающей среды

Книжный уголок (библиотека)

Театрализованный уголок

Ряженье (мини-костюмерная)

Музыкальный уголок

Дидактические игры.

Картотеки

Фонотека и аудиотека (средства ТСО)

Работа с родителями (консультации, информационные листовки и т. д.)

Прикреплённые файлы:

prosodika-1_qcj2k.pptx | 3435,86 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста Введение Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Использование технологий голосообразования и звукоизвлечения в совершенствовании просодической стороны речи у детей В статье проанализирован опыт работы педагогов по развитию и совершенствованию просодической стороны речи у детей. Автором предложено использование.

Презентация «Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка Автор: Уткина Ирина Александровна Организация: ГБДОУ д/с № 5 Населенный.

Развитие лексико — грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Осень» Консультация для родителей В осенний период можно пополнять словарь детей по темам «Грибы», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Деревья»,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста» Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор: Федянина О. О. ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга ВведениеРазвитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2018 в 18:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД