МААМ-картинки

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков в технологии пластилинографии

Анастасия Мирошниченко
Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков в технологии пластилинографии

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 18»

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

в процессе создания рисунков в технологии пластилинографии

Автор: Мирошниченко Анастасия Владимировна,

воспитатель 1квалификационной категории

муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения

«Детский сад №18»

г. Оренбург, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение 5

Публикация «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков в технологии пластилинографии» размещена в разделах

2. Теоретическая база опыта 6

3. Актуальность и перспективность опыта 9

4. Новизна опыта 11

5. Адресность опыта 12

6. Трудоёмкость опыта 13

7. Технология опыта 14

8. Результативность опыта 16

9. Приложение (результативность опыта)

Карта опыта

№ Содержание опыта

1. Адрес опыта (Ф. И. О. педагога, должность, категория, ДОУ) Мирошниченко Анастасия Владимировна, воспитатель, первой категории, МДОАУ №18 2020г.

2. Тема опыта Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков в технике пластилинографии

3. Актуальность темы мониторинг речевого развития детей

4. Стабильность опыта: 1год, 1 – 3 года, более 3-х лет, прерван (причина) 1 год

5. Технология опыта

1. Цель

2. Конструкция

3. Этапы обобщения

• начало

• внедрение

• распространение

6. Теоретическая база опыта

1. Инновационные программы и технологии

2. Психолого-педагогическое обоснование

3. Практическое обоснование (чей опыт был использован) Психолого-педагогическое обоснование

7. Новизна опыта

• открытие

• изобретение (преобразование, конструирование отдельных элементов, педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания)

• усовершенствование (модернизация, адаптация к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания)

8. Материальное обеспечение (условия, развивающая среда) Тесто для лепки, пластилин, шаблоны, альбом со схемами

9. Качество имеющихся материалов,

результаты стабильное

10. Формы обобщения

• в ДОУ (где)

• в городе (где)

• в области (где)

• в России (где) МДОАУ №18

Портал педагога (конкурсы, публикации);

Портал «Солнечный свет» (конкурсы, публикации, повышение квалификации);

1. ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга».

В. А. Сухомлинский

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Тому виной несколько факторов,

к основным из которых относятся ухудшение экологической обстановки, осложнения при родах, проблемное течение беременности и т. д. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются некоторые проблемы развития речи, зачастую у детей происходят различные задержки. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстат, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. С этой точки зрения проекция руки есть ещ одна речевая зона мозга.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Работая воспитателем в МДОАУ «Детский сад «№18» я задумалась, как можно помочь ребятам, у которых имеются трудности в речевом развитии. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием речевого аппарата. Руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей, в большей степени связана, с развитием действий рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму (Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5).

Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. (Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000).

Рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи. (Румянцева Е. А. Необычная лепка. – М., 2006)

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип, которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъмных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. (Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. -М., «Скрипторий» 2003,2006г.).

Проанализировав методическую литературу и развивающую среду группы я решила, что целесообразно развивать речевое творчество детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков в технике пластилинографии.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством : рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка, а именно руки детей подготавливаются к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.

К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.

Искусство это осязаемо - лепные фигурки можно трогать, рассматривать, изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть, показывать спектакли. Лепные картины или интересные поделки могут украсить группу или комнату, а также могут превратиться в оригинальные подарки для родителей и друзей.

Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для детей 3-4 лет. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук, что влияет на развитие речи у детей дошкольного возраста.

В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной

4. НОВИЗНА ОПЫТА

Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.

Занятия пластилинографией способствуют :

- развитию психических процессов;

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

-способствует развитию тактильных ощущений;

-расширяет представления детей об окружающем мире,

-развивает внимание, любознательность;

-счетные операции;

-развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а следовательно развивается речь ребенка.

5. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Этот опыт рекомендовано использовать воспитателям групп (частично во время проведения занятий по художественно-эстетическому развитию или в свободной деятельности с детьми, специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.

Область применения для детей всех возрастных групп дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

6. ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА

Направление затруднений работы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ:

Изменения документов регламентирующих работу дошкольных учреждений требует пересмотра некоторых аспектов опыта работы ( Например: основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

ВРЕМЕННЫЕ:

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Текущие мероприятия (подготовка к праздникам, смотрам-конкурсам и т. д.) не позволяют уделять должного времени данной работе

ФИНАНСОВЫЕ:

Нехватка средств на приобретение необходимого оборудования, методических пособий для практического внедрения проекта.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ:

Поиск новых программ и технологий для обновления передового педагогического опыт

7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.

Формы работы:

Совместная работа с детьми:

• рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• наблюдения.

• экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• организация выставок.

• изготовление подарков.

• чтение художественной литературы.

• дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей :

• рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала

создание поделок.

Ожидаемый результат работы с детьми:

• у детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

• дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

Научатся использовать материал для работы:

- Цветной картон

- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)

- Доска.

- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.

- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .

- Формочки.

Этапы работы:

8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Пластилинография – это отличный способ весело и с пользой провести время, и кроме того – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста.

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной, я начала свою работу постепенно от легкого к сложному. Не ставила перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать детей. Подкрепляла их уверенность в собственных силах и поощряла даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помог мне установить взаимоотношения со сверстниками, чувство ответственности друг перед другом.

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография

Начала знакомить детей с пластилинографией во второй младшей группе и включала художественно – творческую деятельность в образовательный процесс, в свободное время в ходе режимных моментов. На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии : отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Итак, приступаем к работе в технике пластилинография.

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии

На этапе обучения ребята освоили правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.

Кроме того, ребята освоили следующие приё мы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой - печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя. Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов, выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.

Создание условий в развивающей предметно – пространственной среде группы.

Важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.

Материал: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа.

Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.

Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.

Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества : глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.

Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.

Технические средства обучения : экран, музыкальный центр.

Развивающая предметно - пространственная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия

Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.

Приглашаем на выставки детей родителей, самые лучшие работы выставляем на савыставки детского сада. Наблюдая, за тем как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

5. Работа с родителями

Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки. А ведь ещё не так давно, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей. Многие родители нашей группы отмечают моторное отставание у детей, которые связанны напрямую с задержкой речи, проявляют озабоченность. Но, к сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребё нка: кроме освоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров. Для того, чтобы заинтересовать родителей начала с раздаточной информации педагогического просветительского характера в форме брошюр «Пластилинография – это интересно, весело, полезно!», далее оформила стендовую информацию на тему: «Пластилинография, как средство развития речи». Организуя беседы, консультации, стараюсь показать, какую важность имеет своевременное развитие речи и мелкой моторики руки. В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.

1. Индивидуальные консультации

2. Родительское собрание

3. Стендовая информация

4. Раздаточная информация (брошюра)

5. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития речи детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

6. Результативность

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию речи средствами пластилинографии провела педагогическую диагностику в начале и в конце года, которая выявила положительные результаты работы. Результаты исследования показали положительную динамику в развитии речи воспитанников в сравнении с предыдущими показателями.

7. Основные выводы:

Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии как средства развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Результатом выполненной работы считаю следующее:

1. На основе анализа психолого - педагогической литературы выявлены особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

2. Проведена диагностика развития речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития речи младшего дошкольного возраста подтвердились.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития речи у детей дошкольного возраста.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием речи средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков в технологии пластилинографии
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 05:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД