Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи

Надежда Ивкина
Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Приемы формирования грамматической стороны речи дошкольников

1. Разработать игру для детей средней группы детского сада, направленную на обучение правильному употреблению падежных форм существительных.

2. Разработать коммуникативную деятельность детей средней группы, направленную на обучение правильному употреблению глаголов в форме 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

3. Разработать познавательно-исследовательскую деятельность для детей средней группы детского сада, направленную на обучение согласованию существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах

4. Просмотреть журналы по дошкольному образованию и составить список публикаций (не менее 15) по проблемам развития речи детей дошкольного возраста.

5. Подготовить рассказ об одной из таких публикаций, посвященных формированию грамматической стороны речи дошкольников.

6. Разработать изобразительную деятельность для детей старшей группы детского сада, направленную на обучение употреблению правильного порядка слов в предложении, предупреждая неправильное согласование слов.

7. Разработать конструирование для детей старшей группы детского сада, направленное на обучение правильному словообразованию.

1

Назови парные картинки”

Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.

“Назови картинки по порядку”

Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.

“Найди себе пару”

Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня дерево”. Из другой – “У меня деревья”. Эти дети становятся рядом.

“А у вас?”

– У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы? (По картинкам, игрушкам, предметам)

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

Для обозначения предмета – С предлогом “у” – к которому направлено действие.

Для обозначения места – С предлогом “по”.

“Кому дать?”

Встали дети в кружок, увидали флажок.

Кому дать, кому дать, кому флаг передать? – Я дам флажок Кате.

“Кому какой корм ты дашь?” – По картинкам или предметам.

- Молоко я дам кошке.

“Кому ты поможешь?” – Найти детям животных своих мам.

“Кому что нужно для работы?” – Врачу-градусник, повару-половник.

“Передай ключ”

Дети садятся в круг, логопед начинает игру:

– Я даю ключ Тане, а я Саше и т. д.

Инсценировка сказки “Репка”.

Уродилась репка, вросла в землю крепко.

Тянет дед, потянет – вытянуть не может.

Кто придет в огород, кто ему поможет?

Мышка за кошку, кошка за жучку,

Жучка за внучку, внучка за бабку,

Бабка за дедку, дедка за репку.

Вытащили, вытащили, вытащили репку.

2. “Экскурсия в зоопарк” – Кого ты видел в зоопарке?

3. “Кого Красная Шапочка увидела в лесу?” – Волчат, лисят…

4. “Что ты взял?” – По картинкам, предметам.

5. “Дай мне…” – выполнение инструкций – Что ты сделал?

6. “Кто что любит?” – Собака косточку, кошка молоко, и т. д.

7. “Кого (что) ты видел в магазине?” – Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине.

8. “Закончи предложение” – С опорой на картинки.

Папа читает…книгу. Мама моет…дочку. Бабушка вяжет…носки.

9. “Сундучок с картинками”

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи,

Вынь картинку, назови.

– Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.

10. Для обозначения места, с предлогами В, НА.

“Кто самый наблюдательный?” – Логопед или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: “Я смотрю на…– дети добавляют – цветок”.

11. “Что куда?”– Все расставим по местам. Что куда поставим?

12. Для обозначения преодоления препятствий с предлогом ЧЕРЕЗ.

“Выполнение инструкций” – Перешагни через кубик – Что ты сделал?

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. С числительными понятиями – много, мало, 2,3,4,5.

“Один – много” : конь-коней, гусь-гусей.

2. “Докончи предложение” (по картинкам)

В лесу много деревьев, грибов, ягод…

3. “Чего здесь много, а чего мало?”

4. “Поручения” – Игра с мишкой.

– Попроси мишку принести пять кубиков.

– Что сделал мишка?

5. Выдать детям по три фишки. Дети предупреждаются, что в ответ надо включать слова “нет” или “много”.

– В раздевалке есть варежки?

– В пенале есть карандаш?

За каждый неправильный ответ отбирается фишка. Выигрывает тот, у кого останется больше фишек.

6. “Чего много в магазине?” По стихотворению С. Михалкова “Андрюшка”

Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки.

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

7. “Магазин”

Дети покупают разное количество предметов, кто один лимон, а кто много лимонов и т. д.

8. “Парные картинки”

Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.

9. “Какие предметы называют со словом пара?”

10. “Сколько их?”

По картинкам с изображением животных.

11. “Угадай, кого я спрятала?” – телят, котят и т. д.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например:

-Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

Тетя купила много продуктов: печенья, конфет, хлеба.

12. “Угадай по листу дерево” – лист березы, и т. д.

13. “Это часть какого предмета?” – крыша дома, спинка стула и т. д.

14. “Угадай, чего не стало?”

15. “Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?”

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. “Назови парные картинки”

Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.

2. “Назови картинки по порядку”

Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.

3. “Найди себе пару”

Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня дерево”. Из другой – “У меня деревья”. Эти дети становятся рядом.

4. “А у вас?”

– У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы? (По картинкам, игрушкам, предметам)

5. “Назови, кто это?”

По парным картинкам (котенок – котята)

6. “Кто пришел и кто ушел?

По фигуркам или картинкам животных и их детенышей.

7. “Кто что нарисовал?

– Что нарисовал мальчик? – шар.

– Что нарисовала девочка? – шары.

8. “Магазин”

– У меня машина, а в магазине что? – машины.

9. “Измени слово как я”

Лист – листья, стул -…

10. “Какое слово я задумала?

2 картинки: “ – онок” – медвежонок, “ – ата” – медвежата.

11. “Где нарисован мак, а где маки?”

12. “Помоги закончить предложение”

Рано утром запели…

13. “Назови, какой и какие предметы?”

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

2. Для обозначения предмета – С предлогом “у” – к которому направлено действие.

3. Для обозначения места – С предлогом “по”.

“Кому дать?”

Встали дети в кружок, увидали флажок.

Кому дать, кому дать, кому флаг передать? – Я дам флажок Кате.

4. “Кому какой корм ты дашь?” – По картинкам или предметам.

- Молоко я дам кошке.

5. “Кому ты поможешь?” – Найти детям животных своих мам.

6. “Кому что нужно для работы?” – Врачу-градусник, повару-половник.

7. “Передай ключ”

Дети садятся в круг, логопед начинает игру:

– Я даю ключ Тане, а я Саше и т. д.

8. “Кому что?” стихотворение В. Сапгира

Иголке-нитка, забору-калитка,

Книжке-обложка, мышке-нора,

А братишке-сестра.

Утке-пруд, а лентяю-труд.

Солнышку-лето, рифмы-поэту.

И всем воскресенье нужно без сомнения.

9. “Кому что не хватает?” – Сумка-Доктору Айболиту, Кисточка-Незнайке.

10. “Чему обрадовалась девочка?”

11”Кто к кому подошел?”

12. “К чему подъехала машина?”

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

1. Для обозначения предмета о котором идет речь с предлогом О

“Кто о ком заботиться?” – Лиса о лисятах, кошка о котятах.

2. “О чем мечтает Оля?”

3. Для обозначения места с предлогами В, НА

“Кто где живет?” – Медведь в берлоге, и т. д.

4. “Где хранят вещи?” – в шкафу, в буфете и т. д.

5. “Что где растет?” – ель, яблоня, ромашка…

6. “Поможем Незнайке”– дети исправляют Незнайку:

– Кошка сидит в крыша. Правильно?

7. “Где лежит, стоит предмет?”

8. “Догадайся, где я был?” – Я видел белку и ежа. (В лесу)

9. “Солнечный зайчик”

10. “Кто где?” – Скворцы на березе, дети на диване…

11. “Где их можно увидеть?” – В лесу, в зоопарке, в цирке…

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Как признак орудийности (топором, веником).

“Чем ты будешь рисовать шар?” – ручкой, кисточкой, карандашом… Чем еще можно рисовать?

2. “Кто чем работает?”

3. “Закончи предложение” – Пол подметают (чем…веником – дополняет тот, у кого соответствующая картинка.

4. С признаками времени.

“Когда это бывает?” – Зимой, весной, вечером и т. д.

5. Для обозначения совместности с предлогом С.

“Догадайся, кто с кем разговаривает?”

6. “Найди свое место”– С кем ты стоишь?

7.”С чем едят” – хлеб, суп, мясо, и т. д.

8. “Кто с чем вышел погулять?” – Дети с игрушками и со спортивным инвентарем.

9. “Кто с кем вышел погулять?” – По теме “Животные”

10. Для обозначения цели с предлогом ЗА.

“Кто за кем стоит?”

11. “Кто за чем прячется?”

12. Для обозначения местонахождения с предлогами ПОД, НАД.

“Где сейчас красный мяч?” – над столом, под столом…

13. “Узнай, куда спрятались игрушки?”

– Игрушки прячутся в кукольном уголке, а дети должны сказать, где они стояли (над, под).

Лица глаголов

Содержание

1. Что такое лицо глагола в русском языке?

2. Значение категории лица глаголов

3. Как определить лицо глагола?

4. Тест

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном лице, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

• 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).

• 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу, ты построишь дом).

• 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

• 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).

• 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

• 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

Глаголы 1 лица отвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?

Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?

Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола, приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов таблицей:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение

Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число

1-е лицо Я улыбаюсь;

Я построю Мы улыбаемся;

Мы построим – Давайте мы улыбнемся;

Давайте мы построим

2-е лицо Ты улыбаешься;

Ты построишь Вы улыбаетесь;

Вы построите Улыбайся;

Построй Улыбайтесь;

Постройте

3-е лицо Он улыбается;

Она построит Они улыбаются;

Они построят Пусть он улыбается;

Пускай она построит; Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели: - формировать умение классифицировать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.

Конспект занятия по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи c детьми раннего возраста " Рассматривание кошки". Цель: Познакомить детей с домашним животным-кошкой.

Конспект занятия по развитию речи «Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи».

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи по развитию речи «Аквариумные рыбки» Администрация городского округа г. Урюпинск муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа.

Развитие речи как средство творческого воображения детей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей» Цель: 1. Обогащать.

Технологическая карта занятия по развитию речи — старшая группа: «Дом доброты и дружбы». по развитию речи Технологическая карта занятия по развитию речи – старшая группа: «Дом доброты и дружбы». по развитию речи с использованием театрализованной.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи «Звук [м]» Конспект занятия по развитию речи в 1 мл. гр. Звуковая культура речи «звук (м)» Программное содержание 1. Продолжать развитие способности.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи
Опубликовано: 4 июня 2017 в 10:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ивкина (УИ 977985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД