Юлия Гундорина
Развитие речи детей 2–3 лет посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет посредством фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Вопросом развития речи детей раннего возраста занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев, М. М. Кольцова и др.). О значимости фольклора в развитии речи говорили такие педагоги как Константин Дмитриевич Ушинский, Александра Платоновна Усова и др. Они считают фольклор одним из важнейших средств народной педагогики, содержащий огромные дидактические возможности.
Методической основой моей работы явились пособия А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Евгении Александровны Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников», статьи Л. Н. Павловой «Фольклор для малышей».
Анализируя научную и методическую литературу, пришла к выводу, что вопрос развития речи детей младшего дошкольного возраста отражен и в нормативных документах и особо актуален в наше время.
К одному из пунктов целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте относится: владение активной речью, включенной в общение; обращение с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых; знание названий окружающих предметов и игрушек.
Работы представителей разных направлений отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль фольклора. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам, они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи и ее выразительности.
Целью моей работы является развитие речи детей 2-3 лет посредством фольклора.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- обогащать и активизировать пассивный и активный словарь детей через фольклор;
-закреплять умение договаривать слова и фразы, короткие стихи, потешки;
-способствовать воспитанию звуковой культуры речи, развитию фонематического слуха при проговаривании потешек, закличек, песенок;
-обогащать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую речевому развитию детей раннего возраста;
- Повышать компетентность родителей в вопросе влияния фольклора на речь детей раннего возраста.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что при активном, планомерном, систематическом включении в образовательный процесс фольклора позволяет педагогу эффективно решать задачи развития речи детей раннего возраста.
Работа по развитию речи с использованием фольклора велась в три этапа и по трем направлениям:
-Организация развивающей предметно-пространственной среды.
-Организация работы с детьми
-Организация работы с семьями воспитанников.
На подготовительном этапе была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда; имеющиеся игры и пособия, способствующие развитию речи детей и продумано дальнейшее её обогащение.
Посредством наблюдения за детьми, общения с ними, выявила уровень речевого развития детей группы и определила дальнейший ход работы.
На основе проведенного анализа мной был разработан перспективный план по развитию речи с использованием фольклора (Приложение 1) и разработан перспективный план по работе с родителями воспитанников (Приложение 2).
На основном этапе своей работы я пополняла развивающую предметно пространственную среду, проводила работу с детьми и родителями.
Сенсорный уголок пополнился дидактическими играми для развития речи детей : «Теремок», «Колобок», «Узнай по голосу», «Узнай потешку», «Загадки в картинках», «Кто как кричит» и другие.
Ознакомление с фольклором тесно перекликается с разными видами театров, поэтому в группе пополнили музыкально-театральный уголок, в котором представлены кукольный, пальчиковый, настольный, театр резиновых игрушек и другие. Был внесен «Сундук со сказками». Малыши выбирают картинку, соответствующей сказки.
Книжный уголок наполнился красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам, песенкам, сказкам.
В группе обновился уголок ряженья, в котором присутствуют атрибуты для инсценировок русских народных сказок, народных игр, игр – забав.
Работа с детьми по развитию речи проводится в течение всего дня:
В процессе организованной деятельности я формирую словарь детей, звуковую культуру речи, развиваю диалогическую речь и приобщаю к художественной литературе с помощью с помощью игр-забав, такие как «Зайчик», «Карусель», «Попрыгунчик» и др., которые подбираю соответственно теме занятия.
Фольклорное слово использую как часть занятия. Например, на занятиях по развитию речи «Морковка для зайчика», «Кошка» с помощью потешек я мотивирую детей на дальнейшую деятельность (Приложение 3). На занятии «Устроим кукле комнату» включала колыбельную (Приложение 4.)
Ознакомление детей с фольклорными жанрами всегда провожу с наглядным материалом.
Использую фольклор и в совместной деятельности с детьми. Во время чтения, игр, при беседах с воспитанниками.
Также мы проводим различные развлечения, в сценарии которых активно включаем различные фольклорные жанры.
Организация режимных моментов невозможна без использования фольклорного слова. Умывание, прием пищи, одевание, встреча детей утром, тихий час все сопровождается потешками, песенками. Проговаривая потешки, использую игрушки, маски, картинки, героев театра. Например, мы проводим умывание с медведицей, используя следующую потешку:
Из ручья медведица
Принесла водицы
Медвежата всей толпой
Побежали мыться.
Дети любят слушать мою речь, повторяют за мной, и благодаря этому режимные моменты проходят интересно и ярко.
На прогулках провожу наблюдения, используя потешки, про воду, песок, снег (Приложение 5). Например, наблюдая за лужей, проговариваю:
Журчат ручьи, водица льётся,
У малыша сердечко бьётся,
Ты на лужи посмотри,
Кусочек неба увидишь вдали!
В начале года было проведено родительское собрание в форме семинара практикума, на котором знакомила с русским народным фольклором. А на мастер – классе закрепили знания на практике (Приложение 6).
Была оформлена папка-передвижка в родительский уголок по теме «Учимся играя».
На заключительном этапе прошло совместное с родителями фольклорное развлечение для детей раннего возраста «В гостях у Матрешки».
Моим личным вкладом в развитие речи детей раннего возраста являются:
- составленный перспективный план;
- картотеки потешек и стихов;
- медиатека;
- серия конспектов занятий и фольклорных развлечений.
- консультации для родителей;
Для отслеживания эффективности работы по развитию речи детей мы использовали методики, позволяющие фиксировать уровень развития речи начале и в конце работы. (Печора К. Л.).
В результате проведенной работы были отмечены следующие положительные моменты:
1. В результате проведенной работы у детей непрерывно обогащается словарный запас в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
2. Большинство детей способны договаривать фразы, воспроизводить короткие стихи, потешки.
3. Совершенствуется звуковая культура речи. (что порадовало меня как педагога). Конечно, на это обратили внимание и родители и порадовались вместе со мной.
4. Обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы.
5. Родители активно включаются в совместную с ребенком деятельность в условиях семьи и детского сада, активно перенимают опыт педагогов по развитию речи детей раннего возраста.
В работе в данном направлении я использовала следующую литературу:
1. Бахвалова, Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/Н. И. Бахвалова// Дошкольная педагогика – 2008.
2. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004.
3. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т. Поштарева// Дошкольное воспитание. – 2009.
4. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина – Сп-б. : Детство-пресс, 2001.
5. Круглова, Ю. Г. Русское устное народное творчество/Ю. Г. Круглова, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова – М. : Высшая Школа, 2003
Перспективный план работы с семьями воспитанников в первой младшей группе по использованию фольклора.
1. Оформление папки – передвижки «Во что мы играем в детском саду»
Цель: познакомить родителей с многообразием игр.
Октябрь
1. Анкетирование «Что мы знаем о фольклоре?».
2. Консультация «Роль взрослых в развитии речи ребёнка»
Цель: предупреждение отклонений в речевом развитии ребёнка.
Ноябрь
1. Семинар-практикум «Фольклор в семье»
Цель: приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора.
Декабрь
1. Оформление папки-передвижки «Зимушка-зима»
Цель: подготовить родительский уголок к зимнему периоду с целью ознакомления с интересной информацией. Знакомство с зимней подборкой игр - забав.
Январь
1. Наглядный материал на тему «Стихи и потешки для пальчиковой гимнастики»
Цель: познакомить родителей с разнообразием стихотворного материала и правильном выборе для самостоятельных игр с детьми.
Февраль
1. Мастер-класс «Учимся играя»
Цель: учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни.
Март
1. Выставка «Потешки в картинках».
Цель: обогащение РППС, вовлечение родителей в жизнь группы.
Апрель
1. Оформление папки-передвижки «Весна-красна»
Цель: подготовить родительский уголок к весеннему периоду. Знакомство с новой подборкой игр - забав.
Май
1. Родительское собрание на тему «Чему мы научились за год. Наши успехи».
Цель: подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.
Приложение 3.
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности
по развитию речи в первой младшей группе
по теме:
«Морковка для зайчика»
Цель: Расширять представления детей об овощах.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о моркови.
2. Развивающие :
- Развивать умение слушать речь взрослого и понимать ее содержание и действовать в соответствии с ней;
- развивать моторику.
3. Воспитательные:
- Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Средства:
Макет огорода, игрушечный зайчик, целая и тертая морковь, Овощи в мешочке – морковь, помидор.
Методы и приемы:
Наглядные
Показ игрушки, моркови;
Словесные
Мотивация цели: Игровая ситуация «Пришел зайчик»;
Игровая ситуация («Показывают зайчику»);
рассказ воспитателя;
объяснение;
поисковые вопросы (На что похожа морковка? Почему я могу грызть морковку)
поощрение;
рефлексия.
Практические
Игра «Чудесный мешочек».
Ход занятия:
Воспитатель читает потешку:
Зайчишка – трусишка,
Зайчишка – трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит, грызет,
Ай, кто-то идет
К макету «приходит» Зайчик (игрушка). Он держит в лапках большую морковь.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Ответы детей). Правильно, зайчик. Поздороваемся с Зайчиком.
Зайчик здоровается с детьми.
Воспитатель. А что же Зайчик принес? (Ответы детей) Правильно, Зайчик принес морковку.
Зайчик. Морковка выросла в огороде, на грядке (показывает на макете). Морковь растет в земле, поэтому ее очень трудно достать. Мне помогли вытащить морковку из земли мои друзья. Мы вместе тянули, тянули морковку из земли —еле-еле вытянули! Эту морковку я и принес вам. Посмотрите, какие у нее красивые зеленые листочки и длинненький оранжевый корешок. У моркови кушают корешок. Морковка вкусная и полезная, но очень твердая. Но я могу грызть твердую морковку, почему? (Ответы детей). Правильно, потому что у меня крепкие зубы
Зайчик дает детям (по очереди) рассмотреть и потрогать морковку.
Воспитатель. Ребята, морковка мягкая или твердая? (Твердая.) Правильно, морковка твердая. Она оранжевого цвета, а ее листочки – зеленые. На что похожа морковка? (Ответы детей). По форме морковка похожа на длинную сосульку. Покажите, какая морковка длинненькая.
Дети показывают, разводя руки в стороны.
Физкультминутка:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг и убежал.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что еще нам зайчик принес: мешочек с овощами. Угадаем, что же лежит в мешочке?
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель. Зайчик принес морковку, а мы отдадим морковку на кухню и повара нам приготовят вкусный обед.
Зайчик. Ребята, вам понравилась морковка?
Дети благодарят зайчика за вкусную морковь.
Зайчик. Ребята, кушайте на здоровье, морковь очень полезна для детей и взрослых, а еще для зайчиков.
Зайчик прощается с детьми и уходит.
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности
по развитию речи в первой младшей группе
по теме:
«Спала кошка на крыше»
Цель: Познакомить рассказом Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше».
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения;
- упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания.
2. Развивающие :
- развивать выразительность речи, совершенствовать навыки диалогической речи, коммуникативные навыки;
- Развивать мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание помочь, вызывать сочувствие.
Средства:
Игрушка – кошка, сюжетные картинки: лошадка, ослик.
Методы и приемы:
Наглядные
показ иллюстраций;
Словесные
Мотивация цели: Игровая ситуация «Ребята, к нам в гости пришла Кошечка»;
Игровая ситуация («Заводные ослики»)
использование музыкального сопровождения (песня «Киска» муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель);
Художественное слово – чтение потешки;
рассказ воспитателя;
объяснение;
поисковые вопросы (Что кошечка любит кушать? Что нужно делать птичкам);
поощрение;
рефлексия.
Практические
Пальчиковая игра («Кошка»);
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель читает потешку и показывает картинку:
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.
Воспитатель: посмотрите, к нам тоже пришла в гости кошечка. Какая у неё гладкая шёрстка, зелёные глазки, длинные усы!
Воспитатель даёт возможность детям погладить игрушку, рассмотреть её.
Кошечке у нас нравится. Послушайте, как она мурлычет от удовольствия: «Мур – Мур!»
Дети повторяют звукоподражания.
Воспитатель: А как кошка мяукает?
Дети воспроизводят звуки «мяу – мяу».
Воспитатель: вам нравиться играть с ней? А что кошка любит есть?
Но прежде, чем Кошечке кушать, нужно помыть лапки.
Пальчиковая игра «Кошка»
Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
Воспитатель: Теперь можно и покормить киску.
Воспитатель исполняет песню «Киска»
Киска к детям подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
Мяу, говорила.
Мяу, мяу, мяу.
Угостили молочком,
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела.
Мур, мур, мур, мур.
Воспитатель: ребята, а давайте послушаем, что мне рассказала Кошка
Воспитатель читает рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше».
Воспитатель: что делает кошка? А птичка? Кошки и коты на птичек охотятся. Поэтому что нужно делать птичкам? (Ответы детей). Птичкам приходиться быть очень осторожными, чтобы не попасть к ним в лапы…Давайте, скажем чтобы птичка улетела (Улетай, птичка» дети проговаривают).
Воспитатель: Какие вы ребята, молодцы. Спасли птичку. У кошки Мурки есть друзья.
Воспитатель показывает детям картинку ослика и лошадки.
Воспитатель: Ослик меньше лошадки и у него длинные уши. И кричат ослик и лошадка по-разному. Лошадка кричит… (и-и-и, и-го-го, а ослик кричит: "И-a, и-a, и-а".
Воспитатель превращает детей в заводных осликов. Он заводит их "ключиком" и ослики кричат: "Иа-иа".
Воспитатель: Ребята, скажите а кто к нам сегодня приходил? Вам понравился рассказ про кошку? Что мы сказали птичке? А вам понравилось быть заводными осликами?
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности
по развитию речи в первой младшей группе
по теме:
«Устроим кукле комнату»
Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; развивать умение четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о мебели.
2. Развивающие :
- Развивать умение слушать речь взрослого и понимать ее содержание и действовать в соответствии с ней;
- развивать моторику, тренировать умение выполнять движения, согласовывая их со словами.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
Средства:
Макет комнаты.
Методы и приемы:
Наглядные
показ игрушечной мебели;
Словесные
Мотивация цели: Игровая ситуация «Кукле не нравится своя комната»;
Игровая ситуация («Укладывают куклу спать», «Будят куклу»);
рассказ воспитателя;
объяснение;
поисковые вопросы (Для чего нужна кровать, стол, шкаф и т. д)
поощрение;
рефлексия.
Практические
Игра «Танюшина кроватка»;
Пение колыбельной.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Проговаривают слова вместе с воспитателем:
«Мы построим большой круг. Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
Воспитатель: ребята, как хорошо, что вы такие дружные. Но кто-то сегодня грустит. Послушайте, кто-то плачет. Слышите?
Воспитатель вносит куклу Таню и включает детский плач.
Воспитатель: Танечка, что с тобой случилось, отчего ты плачешь?
Кукла: Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что должно быть в доме?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Все вы правильно называете, но для чего нужны эти предметы, Таня тоже не знает.
Воспитатель: давайте спросим, для чего ей нужна кровать?
Кукла: чтобы прыгать на ней? (Ответы детей).
Воспитатель: а стол? (Ответы детей).
Кукла: а на чем я буду сидеть, спрашивает Таня? (Ответы детей).
Воспитатель: ребята, а где Танечка будет хранить свои вещи? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы сейчас с тобой Танечка поиграем:
Игра «Танюшина кроватка»
Вот Танюшина кроватка (развести руки в стороны)
Чтоб спала Танюша сладко (присесть, ладошки под щеку)
Чтоб во сне бы подрастала (медленно встают)
Чтоб скорей большущей стала (встать на носочки, руки тянутся вверх)
Воспитатель предлагает кукле лечь в кровать.
Воспитатель: Ложись, Танечка!
Дети предлагают хоровое и индивидуальные повторения.
Таня ложится.
Воспитатель включает колыбельную и дети поют: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай» (повторяется дважды).
Воспитатель: пусть поспит, а мы ей в комнату мебель поставим: ставит платяной шкаф и буфет. Спрашивает у детей, как называются эти предметы мебели. Педагог объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.
После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Таню:
Воспитатель: у меня есть колокольчики (показывает, с их помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит маленький колокольчик: динь-динь-динь.
Дети хором и по одному произносят звукосочетание.
А колокольчик побольше звенит так: дон-дон-дон. Как он звенит? А когда звучит большой колокол, у нас его нет, слышится: динь-дон, динь-дон…"
Просыпается Таня. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Кукла усваивает новые сведения не сразу. Так, она может перепутать буфет со шкафом, стол со стулом, а малыши должны заметить и исправить ее ошибки.
Семинар – практикум для родителей Тема: Применение фольклора в семейном воспитании
Цель:
- Приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора;
- Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;
- Способствовать сотрудничеству детского сада и семьи при организации игровой деятельности.
Участники: воспитатель, родители.
Атрибуты: куклы по количеству родителей, игрушечные плошки с ложками, расчески, люлька, мультимедийный проектор.
Ход семинара-практикума
Воспитатель: Здравствуйте дорогие родители, сегодня я вам предлагаю на время стать маленькими детишками познакомиться с русским народным фольклором. Ну что же усаживайтесь удобнее. - Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие. Девочки наши как аленькие цветочки, каждая как ясное солнышко. Посмотрите, ребятки, в гости к нам пришла кукла Катенька. Мы с ней сегодня будем играть. — Проснулась Катя по утру, глазки открыла, солнышку улыбнулась и пошла, умываться (Воспитатель предлагает родителям не знающих слов потешек мультимедийный проектор) Водичка, водичка Умой Кате личико Чтобы глазоньки блестели Чтобы щечки краснели Чтоб смеялся роток Чтоб кусался зубок. — Умылась Катенька и пошла, расчесывать волосы, а волосы у Кати длинные, пушистые. Стала Катенька их расчесывать. Расти коса до пояса. Не вырони ни волоса. Расти косонька до пят. Все волосенки в ряд. — Привела себя Катенька в порядок, стала кашку варить, сладкую, медовую, чтобы была здоровою. -Варись, варись кашка. Варись, варись малашка. Кашка — кашка. Кашка — малашка. Кашку мы сварили. Катю покормили. (приговаривая потешку) Эта ложечка за мамочку, Эта ложечка за папочку, Эту ложечка за дедушку, -Эту ложечка за бабушку.
— Вот Катенька поела. А у Катеньки сегодня именины. Гости к Катеньке пришли, подружки веселушки, и даже разные зверюшки. Угадайте, ребятки, кто в гости к Кате пришел. Я загадаю вам загадки. Подумайте, а потом говорите отгадку. Я умею чисто мыться Не водой, а языком. Мяу. Как мне часто снится Блюдце с чистым молоком! — Как вы догадались, что это кот? Что делает кот? — Следующая загадка: Беленькие перышки Красивый гребешок. Кто это на колышке? (Петя - петушок) — Что есть у петушка? где он спит? — Следующая загадка: Голодна мычит, Сыта — жуёт. Малым ребятишкам Молока дает. — Правильно, корова. А как мычит корова: Му — му - — Собрались гости, стали Кате песню петь «Каравай». Выходите гости дорогие в кружок, Каравай имениннице петь. Как на Катиных именинах Испекли мы каравай, Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ширины, Вот такой ужины. Каравай, каравай, кого любишь, выбирай. Я люблю, конечно, всех, но, а Таню больше всех. (Танцуют под музыку).
— Поплясали, повеселились. Хотите еще поиграть? Я вас научу играть в пальчиковые игры. Покажите свои ладошки. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Простоквашу. Простокваша вкусненька Кашка сладенька, бабушка добренькая! Попили, поели, шу у -у — у. Домой полетели, на голову сели Ладушки запели. А сейчас будем песню петь и пальчики на руке загибать. Пальчик- мальчик где ты был? С этим братцем — в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем — кашу ел, С этим братцем -- песню пел! — Попрощались гости, пошли по домам. А Катенька устала, баиньки захотела. Давайте Катю покачаем, колыбельную споем, в люлечку спать уложим. Баю — баю, баиньки. Маленькие заиньки. Катеньку качаем, песню напеваем. Баю — бай, баю — бай, Ты Катенька засыпай. — Ну вот, детки, Катенька наша уснула, спит. — Ребятки, вам понравилось с Катенькой играть. А что понравилось больше всего? (Катю умывать, расчёсывать, кашу варить, загадки отгадывать, в игры играть, спать укладывать). — Спасибо дорогие родители, я надеюсь, что вы так же дома будете играть со своими детками, будете использовать русский народный фольклор в повседневной жизни.