Оксана Шестакова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в работе факультативных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. Этот возраст является важным периодом в становлении основ будущей связной речи.
Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в работе факультативных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям раннего возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольных логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.
Сл2. С ясельного возраста мы разработали совместно с логопедом факультативную работу по профилактике речевого нарушения у детей раннего возраста, перед собой мы поставили
Цель - поиск эффективных методов и приемов по развитию и профилактике речи у детей раннего возраста.
Поставленная цель решается через следующие задачи, которые вы видите на слайде
Образовательные:
-Формировать представления о звуковой стороне окружающего мира.
-Разработать и апробировать игровые технологии по развитию речи.
-Создать условия для развития речи у детей.
-Разработать систему взаимодействия детского сада и семьи по развитию речи детей 2-3 лет в разных видах детской деятельности.
Развивающие :
-Формировать и развивать самостоятельность и инициативность, исследовательские умения и навыки.
-Развивать подвижность артикуляционного аппарата, слуховое внимание детей, мелкой моторики и правильного дыхания.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к совместному обучению.
В своевременном развитии детей большая роль принадлежит взрослому. Очень важно определить содержание (что делать, методические приемы развития детской речевой активности (как делать) и набор иллюстративного и речевого материала, с помощью которого следует решать поставленные задачи (чем делать).
Сл 3
В данной работе мы опираемся на Учебно-методическое пособие «Развитие речи у детей 2—3 лет» под ред. Колесниковой Е. В. Оно включает в себя программу, характеристику и показатели речевого развития, а также сценарии учебно-игровых занятий к иллюстративному материалу «От звукоподражаний к словам». Комплект разработан в соответствии с разделом «Развитие речи», представленным в комплексных программах воспитания и обучения детей в дошкольных организациях.
Сл. 4
В работе нам помогают герои - Аня и Ваня, которые являются гостями каждого занятия. Все занятия сопровождаются иллюстрациями. Учим понимать вопрос Кто это? и уметь ответить на него. Учим произносить имена детей. Называть свое имя в ситуации игры, различать половую принадлежность. Учим ритуалам приветствия и прощания. Учим называть предметы, игрушки, окружающие ребенка.
Сл 5.
Важно не только дать детям определенную сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности. Что бы и как хорошо бы ни делал взрослый, успех обучения определяется тем, что и как делает ребенок. Для того чтобы эта деятельность была продуктивной, в группе имеется речевой уголок. Все, что в нём представлено, находится в полном распоряжении детей, и ребёнок может самостоятельно заняться познавательно-исследовательской деятельностью.
Сл 6
В группе есть книжный уголок с детскими книгами, книжки-малышки, журналы. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей. Здесь есть Игры на дыхание (свистульки, мыльные пузыри, перышки и т. д., настольные игры по обогащению словарного запаса, музыкальные инструменты для развития слухового внимания.
Сл 7
Я использую в работе игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими мелкими предметами.
постоянная работа над моторикой пальцев рук служит благоприятной предпосылкой для дальнейшего речевого развития малышей. В это время происходит первое знакомство детей с цветами, геометрическими фигурами и величинами, животным и растительным миром, свойствами изучаемых предметов и явлений. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей.
сл. 8.
Практическая деятельность наших занятий содержит следующую структуру:
- развитие общей и мелкой моторики, стимулирует самостоятельную и двигательную активность ситуации игры, учит согласовывать движения с текстом стихотворения.
При овладении двигательными умениями и навыками у детей развивается координация движений. Этот раздел нельзя пропустить, т. к. он связан с практической деятельностью, игрой, наглядной ситуацией, наличием мотивации, подражательности.
Сл. 9
Ребенок учится имитировать движениями рук, ног, головы. Действия сопровождаются стихами, которые учатся слушать и запоминать. Необходимым условием развивающего эффекта является многократное повторение игр.
На данном этапе наша задача – заинтересовать ребенка, увлечь его, поддерживать интерес к деятельности, создав доверительные отношения.
Сл. 10
-Развитие звуковой культуры речи – одна из важнейших задач в этом возрасте. Усвоение звуковой стороны языка начинается с момента, когда он начинает служить средством общения. Это и понимание обращенных слов к ребенку (пойдем кушать, гулять.) и первые самостоятельные слова (мама, папа). В основе правильного звукопроизношения лежит речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.
На занятии развиваем артикуляционную моторику посредством гимнастики, голосовой аппарат (учим различать голос по высоте- тихо,громко, речевое дыхание, слуховое внимание. Формированию правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к звуковой стороне речи, интерес к звукам и стремление овладеть их правильным произношением. Это умение развивается постепенно.
Сл. 11
Большое место в работе с детьми раннего возраста занимают игровые упражнения на вызывание звуков (аааа – покажи горло врачу, уууу- гудит паровоз, звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики (мяу, ку-ка-ре-ку, хрю-хрю). и помните, что дети подражают взрослому, а не звукам животных, предметов. Значит речь взрослого должна быть ясной, четкой.
Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений об окружающем мире.
Вывод: Огромное значение для становления речи ребенка имеет социальная среда и роль взрослого – важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве. Поэтому особые требования предъявляются к речи взрослого и его умению моделировать различные ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков детей.
Сл. 12
Спасибо за внимание