Папки-передвижки

Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок

Ольга Кириллова
Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей.

Детство - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры.

Публикация «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок» размещена в разделах

В конце ХХ века в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных слов, что угрожает русскому языку. Поэтому проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время. А русская народная сказка является одним из ведущих средств развития русского языка.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.

Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взpослогo и ребенка, дать им возможность понять друг друга.

Мы работаем во второй младшей группе с детьми трех – четырех лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение, стали приобретать вопросы развития и обогащения словаря детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей трех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам диалога, подготовка к овладению монологической речью. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.

Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали русскую народную сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Сказка доставляет детям особое удовольствие. Она обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Цель работы : Развитие речи детей 3-4 лет через театрализованную деятельность

Задачи работы с детьми:

1. Развивать

- умение пересказывать сказки,

- интонационную выразительность речи,

- умение выражать чувства и эмоции изобразительными невербальными средствами

- диалогическую форму речи

2. Расширять словарный запас детей

3. Воспитывать интерес к импровизации, любовь к художественному слову.

Ведущая идея: Театрализованная деятельность, организуемая в процессе освоения образовательной программы детьми, будет служить эффективным средством обогащения и развития речи.

Этапы работы

1- Подготовительный – анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию речи детей 3-4 лет средствами сказки).

2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)

3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития познавательной активности детей). (май)

На подготовительном этапе также было проанализировано речевое развитие детей по методике О. С. Ушаковой. Анализировались следующие показатели:

- Звуковая культура

- Фонематика

- Словарь

- Грамматика

- Связная речь

Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.

По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя.

Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.

И результаты анкетирования родителей по вопросам речевого развития средствами сказки :

По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития, но 30% родителей не придают особого значения русской сказке, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.

На подготовительном этапе была составлена примерная система работы по обогащению и развитию речи через театрализацию сказок и составлен перспективный план по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок.

Сказка – комплексное средство речевого развития

Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей 3-4 лет средствами сказки :

1. Ознакомление детей со сказкой (вызвать интерес, желание играть в сказку).

2. Пересказ (от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке)

3. Работа над выразительностью речи и движений детей (создание образа, отражение характерных повадок)

4. Подбор и изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, муз. сопровождения.

5. Разыгрывание сюжета сказки

Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого и художественно-эстетического развития.

Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка:

Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития. любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях

Задачей первого направления стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение последовательности событий, героев сказки. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки : «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки : “Гуси - лебеди”, «Снегурочка и лиса» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы: рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие. Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику. Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Колобок” объясняли, что такое амбар и сусеки. Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказках.

На втором направлении работы мы пересказывали сказки разными способами : от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке. Особенно нравиться детям рассказывать сказку вместе по цепочке. При данном виде пересказа участвуют все дети, они и слушают сказку и проговаривают её по очереди.

На третьем направлении работали над выразительностью речи и движений. Цель его: создание образа, отражение характерных повадок. Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.

Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие выразительности :

1 Игры «Эхо», «Дождик, дождик», «Самолеты», «Вьюга» Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и ритмичности речи.

2 Игры "Волшебное зеркало", «Узнай по интонации», "Волк и семеро козлят" Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координация движений.

Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как "Волшебное зеркало" и "Волк и семеро козлят", потому что их содержание связано с полюбившимися сказками. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью речи в игровой деятельности. На втором этапе работали не только над выразительностью речи, но и над правильным звукопроизношением, лексической стороной языка и развитием связной речи. Также дети часто играли в дидактические игры "Собери сказку", "Расскажи сказку", пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, последовательность событий. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать третий этап деятельности.

На четвертом направлении работы мы подбирали и изготавливали атрибуты, декорации, элементов костюмов, муз. сопровождения. Рисовали декорации, делали маски на занятиях художественно-эстетической деятельности. Например, для драматизации сказки "Теремок" мы изготовили маски - ушки Мышки, Лягушки, Зайца, Лисы, Волка и Медведя.. Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.

На пятом направлении работы с детьми (Разыгрывание сюжетов сказки) мы перешли к активизации театрализованных игр по русским народным сказкам. За осень 2018 года мы подготовили сказку "Колобок" и "Репка". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом первой младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр, варежковый и пальчиковый. Дети, которые стеснялись играть в драматизациях, интонационно выразительно исполняли роли в театрализованных играх с куклами. Регулярно в вечернее время у нас в группе проходят кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показывают сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей. Они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание продолжать знакомиться с народными сказками.

Параллельно с работой с детьми по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.

В течение года мы планируем провести совместное развлечение с родителями по русским народным сказкам "Путешествие в сказку".

В апреле 2019 года нами было проведено итоговое обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.

Были получены следующие результаты:

1 Увеличилось количество детей со сформированным уровнем – до 21%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.

2 Количество детей формируемого развития увеличилось до 67 % за счёт перехода детей с точки роста на формируемый уровень.

3 На конец года не было никого из детей на точке роста.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Развитию речи детей способствует знакомство со сказкой. Сказка является одним из важных источников развития детской речи.

Результаты работы:

1 повысился интерес детей к русскому народному творчеству

2 развилась образная и выразительная речь детей;

3 развилась связная речь;

4 повысился интерес к русской народной сказке, языковое богатство русского языка.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

Перспективы работы следующие:

• Собрать подборку игр по развитию речи средствами сказки.

• Создать перспективный план по развитию речи средствами сказки для детей средней группы.

Развивать выразительность и образность речи детей старшего дошкольного возраста.

• Способствовать развитию творческих способностей при составлении сказок собственного сочинения.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок
Опубликовано: 1 марта 2020 в 22:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД