МААМ-картинки

Развитие речи детей раннего возраста

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1).

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (2) (продолжение).

План:

1. Педагогические приёмы развития речи детей.

2. Условия успешного развития речи детей раннего возраста.

1. Педагогические приёмы развития речи детей.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Так как мы развиваем у детей понимаемую и активную речь, то и приёмы и методы работы при решении этих задач различны.

Методы и приёмы активизации речи детей:

1. Разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка).

2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек).

Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

3. Непринуждённая форма организации детей (экскурсии, наблюдения).

4. Внезапное появление и исчезновение предмета, внезапная смена действий (занятия – «сюрпризы»).

5. Элементы неожиданности в сюжетных показах, инсценировках.

Внезапно появляющийся предмет вызывает у детей яркую ориентировочную реакцию, что служит благоприятным фоном для развития речи, особенно её понимания. Но при слишком частом использовании принципов новизны и быстром введении новых предметов, возникают ошибки, примитивное обобщение внешне несходных предметов исключительно по признаку новизны и ухудшается узнавание уже известных ребёнку предметов. Широко используя указанные приёмы, необходимо помнить, что диапазон их действия неширок, кроме того их нельзя с одинаковым успехом использовать во всех занятиях. Наряду с правильными ответами они вызывают много примитивных.

6. Договаривание детьми слов.

7. Повторение одного и того же задания несколько раз.

8. Включение наряду с новыми словами – названиями предметов – слов, жизненно необходимых, как называет их В. А. Петрова (дай, на, упал, иди и др.). Дополнительная тренировка в произношении этих слов в жизненных ситуациях обеспечивает активное использование их во время занятий. Правильный ответ на знакомый вопрос доставит радость ребёнку и придаст уверенность в своих силах (даже при недостаточном уровне развития речи и способности к подражанию).

9. Вопросы (могут быть простыми: кто? что, и в более сложной форме: во что одет? кому и что шьёт? зачем? когда? как?

Вопросы необходимо задавать не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о том, что было ранее и о том что будет – это помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Устанавливают причинно-следственные связи.

10. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Например, дети объясняют, кто как подаёт голос (квакает, крякает, что можно делать ножницами, кисточкой; угадывают, что изменилось (катя спряталась за домик, убежал далеко и т. д.) при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.

11. Сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.

Играя с предметом, который в показе-инсценировке использовал взрослый, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.

12. Поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания (Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста матрёшку. Сам я не могу – высоко стоит». Женя, скажи Кате: «Катенька, я принёс тебе интересную книжку»).

13. Показ с называнием, образец слова и построения фразы.

14. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.» «Где ты взял мишку? Покажи».)

15. Использование потешек, коротких стихов.

Приёмы обогащения и уточнения словаря:

1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).

2. Многократное повторение нового слова (Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке…помидор, и в левой руке тоже…помидор).

3. Объяснение происхождения слова (Лягушка-квакушка. Почему квакушка) и назначения предмета.

4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).

Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.

6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т. д.)

Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

2. Условия успешного развития речи.

Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия:

-необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды,

- давать возможность ребёнку разнообразно действовать,

- развивать его движения,

- и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.

Далеко не обязателен показ всё новых и новых предметов. Наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей со знакомыми предметами.

Ошибки педагогов, отрицательно влияющие на развитие речи детей раннего возраста:

а). Шаблонная стереотипная речь. Установление стереотипной связи какого-либо действия ребёнка всегда только со стереотипным сочетанием определённых слов не способствует ни поднятию эмоционального тонуса ребёнка, ни развитию его речи.

б). Однообразие, стереотипность условий жизни детей мало способствует развитию их речи. Новое появление даже ранее хорошо знакомых предметов на фоне обычной ситуации в группе, их новое сочетание, показ новых действий с ними вносит необходимое разнообразие в жизнь детей, повышает интерес к окружающему, вызывает новые поводы обращения ко взрослому, тем самым способствует развитию речи детей.

в). Не индивидуальное, а групповое обращение. Общение с детьми первых двух лет жизни должно быть преимущественно индивидуальным. Даже при проведении групповых игр, занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому ребёнку в отдельности. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребёнка, повышает эмоциональное значение слова и способствует поэтому его активной речевой реакции.

г). Нерасчленённость конкретных задач при проведении занятий по развитию речи.

д). Несвоевременное изменение методических приёмов, несоответствие этих приёмов уровню развития речи детей.

е). Игнорирование обращения ребёнка или реакция типа: «Я не понимаю, что ты хочешь» недопустимы. Это ведёт к разрушению ещё не окрепшей потребности в общении и не находит своего дальнейшего развития.

Публикации по теме:

Материал для развития мелкой моторики рук детей раннего возрастаМатериал для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста В настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей. Как правило, чаще всего это касается детей групп раннего.

Стихи для детейСтихи для детей Уважаемые коллеги!Моя приоритетная тема "Развитие речи детей раннего возраста через художественные произведения" На занятия я часто использую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД