Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия

Елена Шашайтдинова
Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь с взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела-очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений. В области речевого развития ребенка перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи :

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия» размещена в разделах

Формирование активной речи;

Формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания

Развитие речи как средство управления собственным поведением.

Совершенствование пассивной речи.

Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться понимать речь взрослых. Совершенствовать грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности - важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи. Но для этого педагог или родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры, в которых педагог

сопровождает слова соответствующими движениями.

Игра «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы их выше поднимаем,

Отпускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай, посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги).

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает. Не всегда употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель: Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто-то пришел. Попробуйте отгадать!

Мягкая шерстка.

Усатая шерстка.

Усатая мордочка.

Коготки на лапах.

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку:

Хвост колечком.

Лежит на крылечке,

Дом охраняет,

Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно. Это собака. Как она лает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

Игра «Картинки»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).

Материал: Иллюстрации с изображением предметов мебели.

Ход игры : Детям раздается по одной иллюстрации

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.

Называются предметы мебели. Воспитатель хвалит детей.

Игра «Где же ручки?»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название частей тела).

Ход игры : Воспитатель просит детей показать различные части тела: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т. д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»

Развитие активной речи.

Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития - повторение за взрослым произнесённых им звуков, фраз, т. е. подражание.

В один-три года дети ещё не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким взрослым.

Существует ряд эффективных примеров развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких-либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные закладки.

Игра «Самолеты»

Цель: Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры : Летит, летит самолет,

В небо поднимается.

Прямо, прямо и вперед,

Облаков касается.

Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».

Игра «Передай!»

Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай», обогащать фразы с этими словами.

Материал: Игрушки.

Ход игры : Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка. Кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить.

Игра «Отгадай!»

Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.

Материал: Картинки или игрушки-отгадки.

Ход игры : Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.

· То мурлычет, то играет,

То куда-то убегает,

может прыгнуть на окошко.

Ну конечно это… кошка.

· Встретишь – гогочет,

Ущипнуть хочет.

А я его не боюсь,

Потому что это… гусь.

· Он живет в лесу под елкой.

Он не в шерстке, а в иголках.

на колючку он похож.

ну конечно, это… еж.

· Он в берлоге спит зимой

· Под раскидистой сосной.

Может громко он реветь.

Это мишенька… медведь.

Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это восприятия звуков речи, их узнавание и различие. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных (п, б, в, м, ф). Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: мо-мо-мо – люблю эскимо, ва-ва-ва – на дворе трава. И т. д.

Пособия для развития речевого дыхания.

Четкое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребенка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные снежинки, осенние листья. Очень интересное пособие можно сделать из пластиковой бутылки. Наполняем бутылку конфетти, закрываем крышкой, в которой сделано отверстие по диаметру трубочки от коктейля. Деи дуют в трубочку и любуются взлетающими конфетти. Можно наполнить бутылку любой крупой, тогда сила выдоха должна быть больше. Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

Игра «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы их выше поднимаем,

Отпускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай, посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги).

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает. Не всегда употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель: Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто-то пришел. Попробуйте отгадать!

Мягкая шерстка.

Усатая шерстка.

Усатая мордочка.

Коготки на лапах.

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку:

Хвост колечком.

Лежит на крылечке,

Дом охраняет,

Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно. Это собака. Как она лает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

Игра «Картинки»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).

Материал: Иллюстрации с изображением предметов мебели.

Ход игры : Детям раздается по одной иллюстрации

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.

Называются предметы мебели. Воспитатель хвалит детей.

Игра «Где же ручки?»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название частей тела).

Ход игры : Воспитатель просит детей показать различные части тела: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т. д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»

Игра «Самолеты»

Цель: Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры:

Летит, летит самолет,

В небо поднимается.

Прямо, прямо и вперед,

Облаков касается.

Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».

Игра «Передай!»

Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай», обогащать фразы с этими словами.

Материал: Игрушки.

Ход игры : Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить

Игра «Отгадай!»

Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.

Материал: Картинки или игрушки-отгадки.

Ход игры : Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.

· То мурлычет, то играет,

То куда-то убегает,

может прыгнуть на окошко.

Ну конечно это… кошка.

· Встретишь – гогочет,

Ущипнуть хочет.

А я его не боюсь,

Потому что это… гусь.

· Он живет в лесу под елкой.

Он не в шерстке, а в иголках.

На колючку он похож.

Ну конечно, это… еж.

· Он в берлоге спит зимой

· Под раскидистой сосной.

Может громко он реветь.

Это мишенька… медведь.

Публикации по теме:

«Давайте поиграем!» Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста«Давайте поиграем!» Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая.

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения.

Игры и пособия для детей раннего возраста своими рукамиИгры и пособия для детей раннего возраста своими руками Хочу предложить пособие для развития речевого дыхания "Волшебный телевизор". Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего.

Игры и пособия по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанные своими рукамиИгры и пособия по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанные своими руками Игры, которые я предлагаю, можно изготовить в домашних условиях, тем более материал для изготовления таких игр не требует особых затрат.

Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем 1. Давай познакомимся! Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий.

Игры и упражнения по развитию речи через применение игрового пособия «Кубигород»Игры и упражнения по развитию речи через применение игрового пособия «Кубигород» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «КУБИГОРОД» Панфилова Елена Викторовна, воспитатель «Детский.

Игры на развитие речи в группе раннего возраста Игры на развитие речи в группе раннего возраста. Тема: «Играя - развиваем речь» «Кошка и бумажка» Цель. Научить ребенка произносить слова.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 16:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД