Получи документы

Развитие речи детей с ОНР

Дарья Андреева
Развитие речи детей с ОНР

Развитие устной речи, как средство общения, являются первостепенной задачей логопедических занятий по формированию связной речи. Решением этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих дошкольникам, с проблемами, более успешную социальную адаптацию. В свою очередь, принцип коммуникативной направленности в связной речи может быть успешно реализован только в том случае, если познание законов языка будет подчинено развитию речи детей.

Публикация «Развитие речи детей с ОНР» размещена в разделах

Предложенные приемы призваны помочь установлению более тесной взаимосвязи изучения дошкольниками теории языка и их речевого развития, строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями.

В качестве нейтральной дидактической единицы такой взаимосвязи выступает предложение и текст, позволяющие вести обучение построению речевого высказывания в устной, адекватной возрасту форме.

Систематизированная работа над предложением и текстом создает условия. Когда грамматические категории языка утрачивают доминантность и становятся средством овладения

дошкольниками коммуникативными умениями.

Для того, чтобы работа над текстом была более продуктивной, необходимо практически в процессе выполнения заданий отработать с дошкольниками закономерности построения текста.

В работе над текстом я учитываю как общие, так и речевые проблемы детей с ОНР, а именно:

- артикуляторную неловкость;

- нарушение мелкомоторных функций кистей рук;

- диссоциацию в речедвигательной сфере (речь в движении);

-стойкие структурные отклонения всех компонентов речевой деятельности;

- незрелость познавательной сферы (как вторичные нарушения);

-достаточно выраженные проблемы речемыслительных процессов (функций программирования, регулирования, контроля);

- речевой негативизм.

Создавая систему работы над связной речью, нельзя обойти вниманием, общие дидактические принципы и всю работу подчинять единому тематическому планированию, в режиме одной темы, так как знания об окружающем мире необходимо подавать в четко выстроенной логической последовательности, связывая одну тему с другой, чтобы у детей сложились правильные представления об окружающем мире, в доступной, научно представленной форме.

Особенности работы следующие:

1. Полезно в режиме темы, провести на первом этапе сопряженную артикуляционную гимнастику, что позволит:

• выработать четкие двигательные кинестезии,

• активизировать речевую моторику,

• выработать навык согласованности движений,

• воспитать нижнедиафрагмальное дыхание,

• сформировать и развить фонематический слух и восприятие,

• уточнить и обогатить словарь,

• сформировать лексикограмматический строй.

2. Подача текста педагогом должна быть эмоционально, тонально окрашенной, что позволит заинтересовать и привлечь внимание детей. Для младших дошкольников рекомендую использовать опорные иллюстрации и театральных кукол. Старшим дошкольникам читаем текст, чтобы они воспринимали его на слух (для вспомогательного средства можно предложить опорные схемы на ключевые моменты). После прочтения текста, необходимо провести словарную работу. Первоначально выслушиваем мнения детей, выявляя объем знаний. И далее в доступной форме объясняем значение слова, сопровождая объяснение иллюстрацией или объектом.

3. Для достижения полного понимания текста проводим вопросно-ответную беседу, но вопросы при этом предлагаем задавать друг другу, акцентируя внимание детей на мимике, жестах, чтобы речь дошкольника становилась эмоционально окрашенной и выразительной, учитывая при этом тональность, темп, высоту голоса.

С целью сохранения словесно-логической цепочки, провести дидактические игры: «Какие события поменяли местами?", «Что за чем?", «О чем не прочитали?", "Какой части не стало (середины, начала, конца?" при этом переставляя местами, опуская части текста.

4. Пересказ текста необходимо начинать по цепочке, предлагая детям продолжить другим ребенком начатый рассказ. Далее дети самостоятельно пересказывают содержание текста, но сначала педагог еще раз перечитывает рассказ (т. к. у детей с данной проблемой страдает слуховая память значительнее, чем зрительная). Педагог предлагают пересказать первому, ребенку с более внятной и выразительной речью, как образец. На данном этапе очень важно привлечь внимание детей к товарищу, который предсказывает, т. к. детей наблюдается нарушение внимания и по ходу рассказа логопед постоянно поправляет дошкольника, нацеливая его на правильную, внятную, выразительную речь, чего можно достичь только в спокойной обстановке. Внимание детей необходимо привлечь : мимикой, жестами педагога, речевая корректировка здесь уместна, так как ребенок, который пересказывает, может замкнуться.

Хочется отметить, что перед пересказом текста полезно провести игры, нацеленные на формирование лексико-грамматического строя, с использованием речевых «тренажеров» (специальных игрушек, которыми при проговаривании можно манипулировать такт речи). Данные упражнения проводятся с целью отработки четкости речи в движении так как у детей данная функция речевой деятельности нарушена и речь в движении теряет свою четкость и внятность.

Полезно, со старшими дошкольниками, записать рассказы на видеозапись и проанализировать их качество. Когда текст будет отработан на уровне группы и знакомых взрослых, необходимо расширить аудиторию, включив в нее незнакомых людей, что позволит детям с ОНР преодолеть речевой барьер и быть более успешными, раскрепощенными в школе.

В своей работе я использую рассказы-песенки, для развития речи, а также творчества и воображения детей.

«Фруктовый сад»

А в саду, а в саду все в цвету. Пчелки дружно прилетали и цветочки опыляли. У яблоньки-красавицы хоровод водили, все цветочки яблоньки пыльцой опылили. К груше прилетали, цветочки ласкали, вырастай груша сочная, сладкая, на вкус приятная.

Ну а в жарких странах вот ананасы и бананы, персики и мандарины, апельсины виноград растет.

Арбуз и дыня – ягоды сочные, сладкие, дружат с фруктами они, как прекрасны посмотри.

Фрукты дружно созревали, песни пели, танцевали, сочным соком наливались.

Поздней ночью в сад зеленый гусеница приползла, захотела полакомиться сочными яблочками и грушами она. Но сторож дядя Ваня сад свой чутко охранял и проказницу гусеницу тут же увидал. Взял свой грозный распылитель и прогнал ее быстрей. Так сторож дядя Ваня защитил своих друзей.

Утром солнце улыбнулось, с боку на бок повернулось, осветило сад зеленый, подарило всем тепло, стало радостно, светло.

Фрукты дружно созревали, соком сладким наливались, вот и осень наступила, полезайте вы в корзину. Мы родителям помогали, урожай мы убирали.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий для развитие речи у детей с ОНР К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи детей с ОНР. Дидактические игры и приемы» Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием.

Проект Развитие диалогической речи детей с ОНР посредством элементов театрализованной деятельности Актуальность работы Заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи, развитие.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины» Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными.

Развитие моторики у детей с ОНР Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена.

Развитие речи детей с ОНР 6–7 лет по лексическим темам с помощью «Занимательного планшета» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ С ПОМОЩЬЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ПЛАНШЕТА». Кивгазва Надежда Николаевна, воспитатель Муталлапова.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие связной речи с помощью метода мнемотехники у детей дошкольного возраста с ОНР Цель: повысить свой профессиональный уровень по развитию связной речи детей методом мнемотехники. Задачи: расширять знания в области развития.

Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной игры Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме и вызывает.

Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по физическому воспитанию.

Автор публикации:
Развитие речи детей с ОНР
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 06:42
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД