Ольга Ефимова
Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи
детей с ОНР при организации образовательной деятельности
по физическому воспитанию
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Публикация «Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В статье рассматривается влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР.
Ключевые слова: логоритмика, непосредственная образовательная деятельность, дыхательная гимнастика, самомассаж.
Основная задача педагогов дошкольного образования - всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Дети с нарушением речи неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух; темп и ритм речи часто нарушены; диафрагмально-речевое дыхание не сформировано, поверхностное. Отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, неумение распределять речевой выдох в соответствии с длиной высказывания, все это отрицательно сказывается на общем звучании речи.
Одной из эффективных форм коррекционно-воспитательной работы по устранению недоразвития речи и развитию ритмических, двигательных способностей у детей дошкольного возраста является Логоритмика
Включение логоритмики в непосредственную образовательную деятельность по физической культуре помогает реализовать следующие задачи:
Обучающие: сохранять физическое и психическое развитие детей путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;
Развивающие : развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость); совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом; развивать основные психические процессы (память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).
Воспитательные: воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям; воспитывать чувство ритма и темпа; воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).
Занятия с использованием логоритмики включают в себя следующие здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.
Практика использования логоритмики на физкультурных занятиях в ОУ показывает положительную динамику в физическом развитии и коррекции речи у детей с ОНР, что способствует повышению двигательной активности и укреплению дыхательной системы у воспитанников.
Комплексный подход к занятиям обеспечивают интегрированные связи между всеми специалистами, работающими с детьми.
Так, например, в системе физкультурно – оздоровительной работы ОУ ежедневно используется в режиме дня дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, подвижные, хороводные игры со словами, точечный массаж, самомассаж, релаксация под музыкальное сопровождение.
Специалисты ОУ ежедневно проводят, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, физкультминутки, ставят и автоматизируют звуки.
Совместно с педагогическим коллективом ОУ были разработаны комплексные логоритмические занятия, в которых особое внимание уделяется просодической стороне речи (тембр, темп, сила и высота голоса, интонация, отрабатываем координацию движений, согласованность движений с речью, подбираем музыкальные произведения для проведения дыхательной гимнастики. Тематика игровых логоритмических занятий разнообразна в зависимости от времени года, лексической темы и т. д.
Например:
«Осенний лес», «Дышим - играя, здоровье прибавляем» - с использованием дыхательной гимнастики, с играми на улучшение дыхания.
«Лесные звери», «Здоровейка-не болейка» - с использованием точечного и самомассажа,
«В гости в сказку» - пальчиковая гимнастика, физкультминутки, звукоподражание, работа над просодической стороной речи.
В начале учебного года совместно с педагогами и специалистами ОУ составляется план коррекционной работы с учетом изучения лексических тем и автоматизации звуков. После утверждения плана и составления рабочей программы на год, формируется картотека методического материала по месяцам в которую входят: логоритмические упражнения, комплекс дыхательной гимнастики, считалки, комплексы утренней и бодрящей гимнастики, игры разной активности со словами, комплексы самомассажа, точечного массажа с учетом автоматизации звуков.
На первых занятиях с использованием логоритмики дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих самостоятельно произносят словесный материал вместе с выполнением движений и упражнениями на дыхание.
Логоритмика в вводной части НОД формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность.
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию способствует оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса
Физические упражнения помогают детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программе физического развития ребенка с ОНР помимо обязательного раздела по физкультуре, соответствующего возрасту, входят и специальные логоритмические упражнение на развитие ритмической способности и преодоления речевого нарушения.
Упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова,
Например:
«Фыр!» - лошадка фырчит, «Мур!» - кошечка поет,
«У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок,
«Х-ш-с!» - звуки леса, «Ш-ш-ш» шарик сдувается,
«Ч-Ч-Ч-Ч» кипит чайник,
При проведении дыхательной гимнастики одновременно выполняются двигательные упражнения в медленном темпе. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.
Использование логоритмических упражнений способствует урегулированию процессов возбуждения и торможения;
Например: Логоритмическое упражение
“Медвежата”
1. Мы веселые ребята
Наше имя-медвежата.
Любим, лазать и метать,
Любим, прыгать и играть
(ходьба, ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой)
2. Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел.
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.
(ходьба в глубоком приседе, руки на коленях, в среднем темпе)
3. Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел.
Сделал полный поворот,
Через речку пошел вброд.
(ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов, темп средний, высокий)
4. Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел.
Он попрыгал на лужайке,
Быстро, ловко, словно зайка.
(прыжки с продвижением вперед от среднего к высокому темпу выполнения задания)
Такие упражнения дают возможность постепенно формировать координацию движений (увеличивая темп выполнения заданий) их переключаемость (от одного действия к другому, точность и ориентировку в пространстве.
Логоритмические упражнения позволяют сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем развивают у него произвольное внимание.
При систематическом использовании логоритмики в работе у воспитанников концентрируется слуховое и зрительное внимание, улучшается память, координация движений, улучшаются двигательные навыки, функции дыхания, техника выполнения упражнений общефизической подготовки. Происходит воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Список литературы.
1. Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» изд. «Детство-Пресс» 2011г.
2. Т. Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» изд. «Детство-Пресс» 2009г.
3. М. Ю. Картушина «Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет» «Сфера» 2008г.
4. Г. А. Хацкалева «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики» изд. «Детство-Пресс» 2013г
5. А. Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика для дошкольников»