Приложение МААМ

Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР

Ольга Ефимова
Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи

детей с ОНР при организации образовательной деятельности

по физическому воспитанию

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Публикация «Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР» размещена в разделах

В статье рассматривается влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР.

Ключевые слова: логоритмика, непосредственная образовательная деятельность, дыхательная гимнастика, самомассаж.

Основная задача педагогов дошкольного образования - всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Дети с нарушением речи неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух; темп и ритм речи часто нарушены; диафрагмально-речевое дыхание не сформировано, поверхностное. Отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, неумение распределять речевой выдох в соответствии с длиной высказывания, все это отрицательно сказывается на общем звучании речи.

Одной из эффективных форм коррекционно-воспитательной работы по устранению недоразвития речи и развитию ритмических, двигательных способностей у детей дошкольного возраста является Логоритмика

Включение логоритмики в непосредственную образовательную деятельность по физической культуре помогает реализовать следующие задачи:

Обучающие: сохранять физическое и психическое развитие детей путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;

Развивающие : развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость); совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом; развивать основные психические процессы (память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).

Воспитательные: воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям; воспитывать чувство ритма и темпа; воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).

Занятия с использованием логоритмики включают в себя следующие здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.

Практика использования логоритмики на физкультурных занятиях в ОУ показывает положительную динамику в физическом развитии и коррекции речи у детей с ОНР, что способствует повышению двигательной активности и укреплению дыхательной системы у воспитанников.

Комплексный подход к занятиям обеспечивают интегрированные связи между всеми специалистами, работающими с детьми.

Так, например, в системе физкультурно – оздоровительной работы ОУ ежедневно используется в режиме дня дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, подвижные, хороводные игры со словами, точечный массаж, самомассаж, релаксация под музыкальное сопровождение.

Специалисты ОУ ежедневно проводят, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, физкультминутки, ставят и автоматизируют звуки.

Совместно с педагогическим коллективом ОУ были разработаны комплексные логоритмические занятия, в которых особое внимание уделяется просодической стороне речи (тембр, темп, сила и высота голоса, интонация, отрабатываем координацию движений, согласованность движений с речью, подбираем музыкальные произведения для проведения дыхательной гимнастики. Тематика игровых логоритмических занятий разнообразна в зависимости от времени года, лексической темы и т. д.

Например:

«Осенний лес», «Дышим - играя, здоровье прибавляем» - с использованием дыхательной гимнастики, с играми на улучшение дыхания.

«Лесные звери», «Здоровейка-не болейка» - с использованием точечного и самомассажа,

«В гости в сказку» - пальчиковая гимнастика, физкультминутки, звукоподражание, работа над просодической стороной речи.

В начале учебного года совместно с педагогами и специалистами ОУ составляется план коррекционной работы с учетом изучения лексических тем и автоматизации звуков. После утверждения плана и составления рабочей программы на год, формируется картотека методического материала по месяцам в которую входят: логоритмические упражнения, комплекс дыхательной гимнастики, считалки, комплексы утренней и бодрящей гимнастики, игры разной активности со словами, комплексы самомассажа, точечного массажа с учетом автоматизации звуков.

На первых занятиях с использованием логоритмики дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих самостоятельно произносят словесный материал вместе с выполнением движений и упражнениями на дыхание.

Логоритмика в вводной части НОД формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию способствует оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса

Физические упражнения помогают детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программе физического развития ребенка с ОНР помимо обязательного раздела по физкультуре, соответствующего возрасту, входят и специальные логоритмические упражнение на развитие ритмической способности и преодоления речевого нарушения.

Упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова,

Например:

«Фыр!» - лошадка фырчит, «Мур!» - кошечка поет,

«У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок,

«Х-ш-с!» - звуки леса, «Ш-ш-ш» шарик сдувается,

«Ч-Ч-Ч-Ч» кипит чайник,

При проведении дыхательной гимнастики одновременно выполняются двигательные упражнения в медленном темпе. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.

Использование логоритмических упражнений способствует урегулированию процессов возбуждения и торможения;

Например: Логоритмическое упражение

“Медвежата”

1. Мы веселые ребята

Наше имя-медвежата.

Любим, лазать и метать,

Любим, прыгать и играть

(ходьба, ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой)

2. Мишка шел, шел, шел,

Землянику он нашел.

Он присел, попыхтел,

Землянику всю он съел.

(ходьба в глубоком приседе, руки на коленях, в среднем темпе)

3. Мишка шел, шел, шел,

К тихой речке он пришел.

Сделал полный поворот,

Через речку пошел вброд.

(ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов, темп средний, высокий)

4. Мишка шел, шел, шел,

На лужайку он пришел.

Он попрыгал на лужайке,

Быстро, ловко, словно зайка.

(прыжки с продвижением вперед от среднего к высокому темпу выполнения задания)

Такие упражнения дают возможность постепенно формировать координацию движений (увеличивая темп выполнения заданий) их переключаемость (от одного действия к другому, точность и ориентировку в пространстве.

Логоритмические упражнения позволяют сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем развивают у него произвольное внимание.

При систематическом использовании логоритмики в работе у воспитанников концентрируется слуховое и зрительное внимание, улучшается память, координация движений, улучшаются двигательные навыки, функции дыхания, техника выполнения упражнений общефизической подготовки. Происходит воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Список литературы.

1. Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» изд. «Детство-Пресс» 2011г.

2. Т. Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» изд. «Детство-Пресс» 2009г.

3. М. Ю. Картушина «Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет» «Сфера» 2008г.

4. Г. А. Хацкалева «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики» изд. «Детство-Пресс» 2013г

5. А. Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика для дошкольников»

Публикации по теме:

Конспект организации образовательной деятельности по развитию речи «Мой город» Конспект организации образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Мой город» Возрастная группа: старшая группа Воспитатель.

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в подготовительной группе «Олимпийские игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №118"Теремок Конспект Организованной образовательной.

Конструкт организации физкультурно-оздоровительного мероприятия в ходе выполнения режимных моментов «Физическое развитие» Максимова Мария Михайловна Дата: ДОО:МКДОУ «Маминский детский сад» Группа:1 младшая группа Образовательная область: «Физическое развитие».

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности Одним из залогов успешного занятия является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Отчёт по самообразованию «Влияние фольклора на развитие речи детей» воспитателя: Сорокиной Е. А. на 2017–2018 учебный г В 2017-2018учебном году мною была продолжена тема по самообразованию «Влияние фольклора.

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в старшей группе в ОО «Физическое развитие» .

Реализация образовательной области «Физическое развитие» совместно с родителями детей группы раннего возрастаРеализация образовательной области «Физическое развитие» совместно с родителями детей группы раннего возраста .

Роль окружающих и её влияние на развитие речи детей Роль окружающих и её влияние на развитие речи детей. Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка; структуру речи,.

«Мы — хоккеисты». Самоанализ совместной деятельности с детьми в образовательной области «Физическое развитие» Самоанализ совместной деятельности с детьми в образовательной области «Физическое развитие» Тема: «Мы – хоккеисты» Тема занятия: «Мы –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 12:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по ФР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ефимова (УИ 989327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД