Татьяна Русяйкина
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до семи лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. В этом возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей-усвоение грамматической системы языка. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников : некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование с ними прилагательных, неправильное словообразование). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций.
Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению соединять части высказывания.
Актуальна в работе со старшими дошкольниками и задача совершенствования речевого слуха, закрепления навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи являются потешки, скороговорки, пословицы, поговорки т. д. К примеру, взрослый четко и выразительно произносит скороговорку («Три свиристели еле-еле свистели на ели», затем ребенок ее повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко-тише-шепотом или шепотом-громче-громко, для развития темпа речи-быстро-умеренно-замедленно (и, соответственно, наоборот). А чтобы ребенок усвоил различные интонации (повествование, вопрос, восклицание и т. п., полезно проводить различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.
Задание на интонационное выражение вопроса и ответа дети выполняют, опираясь на личный опыт. Ведь в жизни у ребенка очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение. Специальные упражнения помогают ему осознавать эти интонации.
Интересно и весело проходят такие словесные игры, когда дети подбирают не только слова, сходные по звучанию (лягушка-подушка-катушка, но целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное взрослым предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («Я на улице играл; на полянке танцевал»); «Где ты, белочка, скакала? («Я грибочки собирала»).
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Уровень развития речи старших дошкольников также различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, другие имеют сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного (понимаемого) словаря. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Поэтому особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умения использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик, радостный, к определенной ситуации (на празднике веселятся, радуются, к изолированному слову (умный – толковый, дети обучаются точности словоупотребления – в зависимости от контекста.
Составляя предложения со словами синомического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит, дети осознают оттенки значений глаголов, учатся различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчаться; пришел – приплелся, или значение прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный; старый – дряхлый; робкий – трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размерам, цвету, весу, качеству. Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый; старый человек – молодой, к изолированным словам (легкий – тяжелый) или заканчивают предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой (находит)».
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, лист, ключ, лить, полный, тяжелый, мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. От отдельных упражнений дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа.
Что же касается развития грамматически правильной речи, то основное внимание надо уделить не исправлению ошибок (хотя это важно, а формированию языковых обобщений, чтобы ребенок осознал, например, способы словообразования и правильное окончание существительных в родительном падеже множественного числа. Например, ребенку показывают картинку с изображением одного медвежонка (лисенка, котенка и других детенышей животных). Он называет – «медвежонок». На следующей картинке – два медвежонка (медвежата, затем четыре медвежонка (можно сказать «много медвежат»). В русском языке есть такие существительные, которые имеют две формы употребления: щенок – щенки – щенята ( отсюда: много щенков и много щенят)
Путем упражнений ребенок осознает и запоминает, что нужно говорить «медвежата, лисята, цыплята», что нельзя говорить «лисенки, котенков, цыпленков». Лишь при изменении слова «щенки» можно употреблять и то, и другое окончание, т. е. «щенков» и «щенят». Подобные упражнения хорошо проводить в виде игры.
В форме игры можно проводить и упражнения в правильном употреблении окончаний родительного падежа (название овощей, фруктов, ягод). Например, в вазу кладут различные фрукты и ягоды (по нескольку штук, названия которых хорошо знакомы ребенку. Сначала он называет все фрукты, лежащие в вазе: два лимона, две груши, три сливы, пять бананов и т. д. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый тем временем убирает по очереди какие-нибудь фрукты и спрашивает, что изменилось, чего не стало. Ребенок отвечает: «Не стало лимонов (груш, слив, бананов и т. д.)». А если на тарелке лежали овощи, то ребенок отвечает, что не стало огурцов, помидоров, лука, свеклы и т. д.
Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задает вопросы: Это что? – Чашка. – Какая она? Желтая. – А это что? – Чашки. – Какие? – Желтые. – На картинке много чего? – Желтых чашек.
Аналогично проводятся и другие упражнения: белое облако – белые облака – белых облаков; красное яблоко – красные яблоки – красных яблок. Для сравнения детям предлагаются имена существительные мужского и женского рода: белая лента - белые ленты – много белых лент; красный помидор – красные помидоры – много красных помидоров и т. д.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (слова, которые имеют общую часть,-учит, книга, ручка, учитель; рассказ интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: весело – веселый; быстро (быстрый, громко (громкий).
Дети подбирают родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый». В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях (желтеют).
Дети учатся образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов «береза – березка – березонька»; «книга – книжка – книжонка». Различение смысловых оттенков однокоренных глаголов с разными приставками (бежал – забежал – подбежал) и однокоренных прилагательных с различными суффиксами (умный – умнейший, плохо – плохонький, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказываний.
Для упражнения детей в правильном употреблении глаголов необходимо подбирать такие слова, в которых они чаще всего делают ошибки (хотеть; класть – положить; одеть – надеть). В различении глаголов «одеть - надеть» нередко делают ошибки и взрослые, поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы. Это легко делается при рассматривании картинок: «Мама одевает малыша» - «Мама раздевает малыша».
Работа с глаголами помогает обратить внимание и на синтаксическую сторону речи детей шести-семи лет. Для этого надо шире использовать такое упражнение, как составление письма. Взрослый предлагает ребенку написать письмо (бабушке, дедушке, брату) и говорит: «Ты будешь диктовать, а я запишу каждое твое слово, так что ты говори медленно». Можно сделать это задание еще более интересным для ребенка. Он придумал интересный рассказ, мама предлагает записать его, а вечером прочитать всем домашним. Такие упражнения необходимы для развития умения строить сложные предложения, а это очень важно для подготовки ребенка к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим совершенствованием речевого общения с окружающими, диалогической речи, происходит и развитие речи монологической, связного, развернутого высказывания – описания, повествования, рассуждения. Характерные особенности такой речи – не только развернутость и связность, но и произвольность. Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения.
Прежде всего речь должна быть содержательной, то есть опираться на конкретный материал, достаточные знания и ясные представления о предмете. Это содержание должно быть выстроено в логической последовательности: не пропускать существенных эпизодов, не переставлять их беспорядочно, не делать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончит высказывание.
Большое значение имеет умение использовать богатство языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения в одном отрезке речи одних и тех же слов и оборотов, поэтому надо замечать каждое употребление ребенком образных слов и выражений.
Все эти качества устной связной речи развиваются в таких видах деятельности, как пересказ художественных произведений, различные виды рассказывания (по картине, по игрушке, творческие рассказы, а также при ознакомлении с художественной литературой.
Взрослый может предложить ребенку составить рассказ по серии сюжетных картин, когда содержание раскрывается от одного эпизода к другому, т. е. на трех – пяти картинках раскрывается сюжет. Сначала откройте одну картинку и предложите ребенку начать рассказ (сказку, затем постепенно открывайте картинки, и ребенок будет придумывать продолжение сюжета. Так у ребенка формируется представление о структуре связного высказывания, он учится соединять между собой части текста. Варианты предъявления картинок ребенку могут быть самыми разнообразными. Если открыта только последняя картинка, а три первых закрыты, ребенок представляет, почему так закончился сюжет, и придумывает его начало и середину. Если же картинки открыты через одну, он додумывает события, которые могут быть там изображены. Все это развивает воображение и мышление ребенка, как логическое, так и наглядно-образное.
Огромную роль в развитии речи дошкольника и особенно такой ее стороны, как образность, играет художественная литература. Это специальный вопрос, и его надо рассматривать подробно и отдельно. Здесь лишь следует отметить некоторые особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством и даже используют его в самостоятельной деятельности – словесном творчестве.
У детей формируется способность чувствовать художественную выразительность слова, закладывается основа для воспитания любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.
Прежде всего эта задача решается при ознакомлении детей с различными жанрами художественной литературы (сказками, рассказами, стихотворениями, в том числе и с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками).
Только тогда, когда ребенок овладеет способом выражения в слове определенного художественного содержания, он сможет более глубоко осознать различные художественные средства. Специальные творческие задания, проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок, подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» - запомнить навсегда; «повесить голову» - загрустить). Выполнение таких заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов, а их словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений.
Таким образом, речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.