МААМ-картинки

Развитие речи детей в процессе игровой деятельности

Ольга Кудрявцева
Развитие речи детей в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей в процессе игровой деятельности

Цель : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком

Задачи :

1) помогать овладевать речью как средством общения и культуры;

2) обогащать активный словарь;

3) развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Публикация «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

4) развивать речевое творчество;

5) развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

6) знакомить с книжной культурой, детской литературой,

7) понимать на слух тексты различных жанров детской литературы;

Принципы и подходы:

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи

принцип развития языкового чутья

принцип обогащения мотивации речевой деятельности

принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

1. Создание развивающей речевой среды

2. Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

3. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

4. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам, Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, Словообразование

5. Развитие связной речи : диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание)

6 Приобщение к художественной литературе.

7. Подготовка к обучению грамоте

Методы развития речи

Наглядные: • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); • Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинкам) Словесные: • Чтение и рассказывание художественных произведений; • Заучивание наизусть • Пересказ • Обобщающая беседа • Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: • Дидактические • Игры – драматизации • Инсценировки • Дидактические упражнения • Пластические этюды • Хороводные игры

Всем добрый день!

Вот решила выступить, хотя долго сомневалась: надо ли мне аттестоваться на категорию или не надо. А дело в том, что опыта работы воспитателем у меня немного, и чему –то новому и необычному я вас не могу научить, и чем – то сногсшибательным я вас тоже не удивлю. У вас у всех огромнейший опыт, умения и знания в дошкольном образовании и обучении. После того, как посмотришь выступления воспитателей городских и других детских садиков, тут тебе и сказать нечего. Ну, как говорят: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Ну, начну, наверное, с того, что сообщу, что я работаю в подготовительной группе 4 - ый год. Программа у нас «От рождения до школы», а пособие «Развитие речи в детском саду» автора Гербовой В. В. «3 – год работаю одна, без 2- го воспитателя. Слава богу, есть музыкальный руководитель и мой помощник, т. е. нянечка. И каждый год 1 сентября у меня новый набор детей, которых я вижу в первый раз. И каждый год мне приходится знакомиться и с детьми, и с родителями, потому что я живу не здесь. И ты не знаешь, с чего начать, кто на что способен, кто на что горазд.

В первый же день детям говорю, что они должны знать свою фамилию, полное имя и отчество, а также подробный домашний адрес. Затем постепенно мы учимся писать печатными буквами своё имя и потом фамилию. Именем они подписывают свои рисунки и работы. И вот так потихоньку мы начинаем работу по развитию речи.

Так как многие дети плохо выговаривают некоторые буквы, каждый день мы стараемся проговаривать какую-нибудь скороговорку, учим стихи по сезону, описываем погоду на улице. Пробуем сочинять короткие стихотворные строчки. Например, «Светит солнышко в окошко и зовёт нас на прогулку».

Когда описываем картину, дети задают вопросы друг другу по картине и отвечают. И обязательно я прошу, чтобы они указывали признак предмета или человека.

Когда учим буквы, обязательно их рисуем, подписываем название. Например, буква Л похожа на настольную лампочку. Мы пишем слово «лампа» по слогам, указываем нумерацию слогов, обязательно ставим ударение.

После чтения сказок, обсуждаем поступки героев, иногда придумываем свой конец.

У нас в группе есть волшебный сундучок, куда я прячу какую- нибудь вещь, и дети задавая вопросы, угадывают, что я туда спрятала.

Обязательно проговариваем все физкультминутки.

Практикуем рассказы из личного опыта. Вот, например, недавно 1 семья съездила в Москву. И мальчик несколько дней делился своими незабываемыми впечатлениями от всего увиденного. Многие дети были с родителями на море, и они с большим удовольствием рассказывают друг другу про море, про экскурсии.

Когда рассматривают книжки, беседуют друг с другом, показывают картинки.

А нынче я решила попробовать вот что. Так как у нас в школе традиционно перед Новым годом проходит ШФИ, т. е. школьный фестиваль искусств, где каждый класс показывает свою сказку, и наша группа тоже каждый год участвует- чтобы дети могли лучше вживаться в роль, мы делаем так. После прочтения какой – нибудь небольшой сказки, дети выбирают себе понравившуюся роль, и мы играем эту сказку прямо в группе несколько раз, меняясь ролями.

На уроках рисования по замыслу дети рассказывают, что они нарисовали.

Развитию грамотной речи способствуют различные словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Уже к 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с детьми, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Они должны чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой они обязательно должны выиграть. Поощряйте их малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Играем в различные словесные игры.

Например, «Я –вам, вы- мне». Это когда я им озвучиваю предложение, а они считают слова и говорят мне, сколько слов» и наоборот.

1.«Четвёртый лишний».

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

3.«Скажи наоборот»(антонимы)

4. «Подбери слово».

Детям предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)

5. «Большой - маленький».

Детям предлагается назвать ласково,

6. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

10. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

12 .«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

13.«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

14.«Доскажи словечко»

Я начинаю фразу, а дети заканчивают ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

15.«Отгадай, кто это»

Я произношу слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

16.«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

17.«Упрямые слова»

Рассказываю детям, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задаю ребенку вопросы и слежу, чтобы он не изменял слова в предложениях.

18.«Исправь ошибку»

Я читаю предложения, а дети исправляют и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

19.«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы, ле-ко-со (колесо, по-са-ги (сапоги) и пр.)»

Играем в разные лексические игры: Что он (а, о, и) делают». Например, снег что делает? – тает, лежит, падает, липнет, украшает- кто последний назовёт действие – тот и победитель.

«Назови ласково» : Кошка- кошечка, река- реченька, речка и т. д.

«Назови членов семейки животных или птиц» : Например, лошадиная семья: папа- конь, лошадь, жеребёнок и т. д.

«Называем слова на 1 определённую букву, 2 буквы, на 3 буквы.

Детям нравится играть в игру по ТРИЗ технологии «В стране Котландии», где они придумывают различные фантастические истории.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно. И в этом главную роль играет речь.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечё т за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стесняться, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи.

Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.

Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

В конце хочется сказать, что важнейшим условием того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

И вообще, как показывает практика и наблюдения, нужно разговаривать с детьми всегда и везде.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 27 июня 2020 в 18:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кудрявцева (УИ 385783) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД