Папки-передвижки

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

рослякова светлана
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность является

неисчерпаемым источником развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству.

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Одна из главных задач любого дошкольного образовательного учреждения – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В детском саду ребенок общается со сверстниками, поэтому у него происходит развитие коммуникативных умений, формируется правильный разговор и мышление. Речь помогает понять друг друга и играет огромную роль в познании окружающего мира. С 3-х до 7 лет у ребенка развивается связная речь, совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый.

В современном мире большинство родителей всегда очень заняты и уделяют своим детям недостаточно внимания, поэтому все чаще живое общение ребенку заменяет компьютер, телевидение, телефон. Увеличивается количество детей с несформированной связной речью и к тому моменту, когда ребенок идет в школу возникает много проблем:

- Речь односложная, т. е ребенок использует простые предложения;

- Бедность речи, недостаточный словарный запас;

- Речь "замусорена" сленговыми словами;

- Бедная диалогическая речь;

- Неспособность построить монолог;

- Отсутствие навыков культуры речи.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность, так как в данной деятельности полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс, она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Участвуя в этом виде деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и полно изъясняться. В результате целенаправленного использования театрализованных игр как, в организованной так и в неорганизованной образовательной деятельности, дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

В своей работе я поставила цель: развить речь детей посредством театрализованной деятельности с учетом нозологии, психофизических особенностей. Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:

1. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

2. Обогащать словарь детей, активизировать его;

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.

Для решения поставленных задач в группе создана трансформируемая, полифункциональная развивающая предметно—пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционируют развивающие центры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка.

Для реализации поставленных задач использую три основные направления работы:

1. Работа с детьми. На данном этапе сначала был проведен мониторинг речевого развития детей, который показал что у большинства воспитанников группы недостаточный уровень речевого развития. Дети не могут выразить основную мысль произведения, а также последовательно, логично, связно пересказать его, ждут подсказки воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы. По результатам мониторинга и выявленным трудностям стала осуществлять работу посредством следующих форм :

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);

• речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);

• придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;

• составление рассказов по картинкам ;

• задания для развития речевой интонационной выразительности;

• игры-превращения, образные упражнения;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

• знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями и т. д. ;

• показ театрализованных представлений, спектаклей.

Также в своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов. В свободной деятельности детей наблюдаю, как после прочитанных сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, наиболее понравившиеся детям, как они берут на себя ту или иную роль, при этом в общении со сверстниками уходит робость,стеснительность.

2. Работа с родителями. Родители являются главными помощниками в образовательном процессе. Привлекая родителей к решению проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: "Как вы относитесь к театрализованной деятельности?", " Театр и дети".

— Оформление стенда: "Как организовать театр дома?", "Разнообразие театров", " Как развить творческие способности ребенка" и ряд других.

— Помощь в изготовлении костюмов и подбор атрибутов к праздникам, а так же помощь в обогащении предметно-пространственной среды.

— Консультации: "Как интересно провести досуг в кругу семьи ", " Развитие у детей навыков сценического искусства", "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника" и др.

— Разработка буклетов "Организация и проведение театрализованных игр дома" ," Театр в жизни дошкольника" и т. д.

3. Взаимодействие с педагогами ДОУ:

- Консультации, мастер-классы, семинары, круглые столы по таким темам, как: " Ребенок и кукольный театр", "Изготовим театр своими руками", "Играем в театр вместе" и д. р.

- Показ театрализованных представлений на весь детский коллектив, в т. ч. родительскую общественность, например: "Сказка о глупом мышонке", "Дюймовочка", сказка "Про козленка, который умел считать до 10", " Гуси-лебеди", "Золушка" и др.

Каждый спектакль должен быть хорошо подготовлен, поэтому работа над ним

происходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя: подбор репертуара, знакомство с текстом, подбор музыкального сопровождения, изготовление костюмов, декораций, атрибутов. Для инсценировки совместно с детьми подбираем, обсуждаем сценарий. Вместе с музыкальным руководителем включаем в текст танцевальный репертуар, что придает особую живость спектаклю. Обязательно нужен хороший финал и положительный пример, победа добра над злом.

Главный этап – это работа над ролью. Распределяя роли, учитываю речевые возможности каждого ребенка, помогаю ему отвлечься от речевого дефекта, если он есть. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы каждый чувствовал себя успешным. Начиная работать над ролью, дети должны четко представлять свои обязанности и подключаться к действию по ходу спектакля. Считаю, что очень важно объяснить актерам ситуацию, в которой они должны действовать, цель действия. Для того, чтобы ребенок-актер передал полностью сущность своего персонажа нужна специальная актерская тренировка. При подготовке к исполнению роли большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. После индивидуальной работы с каждым героем, провожу объединенные репетиции со всеми участниками спектакля. Поскольку в нашем детском саду воспитываются разные категории детей, мною учитываются различные формы работы с детьми, например: ребенка-инвалида ставим в паре вместе с ребенком с общим развитием, чтобы ребенок-инвалид чувствовал себя таким же, как все…. Успешным.

Заключительным этапом работы, является готовый продукт, т. е спектакль, инсценировка, который в дальнейшем будет продемонстрирован коллективу всего детского сада.

В дополнение хочу сказать, что совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 13:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД