Наталья Майорова
Развитие речи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчики играют, речь развивают»
Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. И особенно остро этот вопрос стоит в учреждениях, работающих с детьми с ОВЗ.
Решая задачи учебно - воспитательного процесса, мы считаем, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Она очень важна для детей с ОВЗ, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Это важно еще и потому, что ребенку, в последующем понадобятся координированные движения, чтобы одеваться, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Публикация «Развитие речи (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В связи с этим мы разработали долгосрочный проект «Пальчики играют, речь развивают», где решаем проблемы речевого развития совместно со специалистами группы. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим в течение всего дня: игры - занятия, индивидуальная работа, физкультминутки, пальчиковые игры.
Большую радость доставляют детям игры с мозаикой, пазлами. Более того, эти игры способствуют творческому воображению, ориентированию в пространстве.
Развитие графической моторики также является важной частью формирования мелкой моторики, с помощью следующих заданий:
-рисование по трафаретам;
-по фигурным линейкам.
Мелкая моторика пальцев рук успешно развивается в разных видах изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Мы создали картотеку пальчиковых игр, регулярно пополняемую потешками, стихами с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивают детское воображение, активизируют мыслительную деятельность малыша.
На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку. Также в работу мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек. Все наработанные с детьми упражнения позволили:
-совершенствовать координацию движений, пальчиковую моторику;
-стимулировать развитие тактильной чувствительности;
-познавательный интерес, расширять кругозор.
Мы проводим работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для нее оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми. Интенсивное развитие речи в младшем возрасте надо рассматривать как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими предметами (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия.
«Пальчиковые игры» - инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся, в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики :
-застегивание и расстегивание пуговиц;
-всевозможные шнуровки;
-нанизывание бусин на тесьму;
-игры с мозаикой;
-сортировка мозаики по ячейкам;
-игры с конструктором;
-перебирание круп,зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно - педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 мин по несколько раз в день. Оптимальным будет использование в этих целях физкультминуток. Трехлетние малыши уже осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Актуальность нашей деятельности заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В своей группе мы создали необходимую предметно - развивающую среду. Эти игры и упражнения можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, нанизывание, игры с конструкторами.
Игры с крупами (горохом, рисом, манкой, гречкой и т. д.) Мы используем крупы не только в мозаике, но в других видах деятельности, например, игре «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу).
Используя в работе свои методы и приемы, мы заметили положительную динамику, а главное - дети научились правильно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки. Кисть приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, что и способствовало формированию навыков самообслуживания. Все игры, упражнения и занятия эффективно развивают мелкую моторику рук,дети успешно учатся пользоваться карандашом, кисточкой, ножницами.
Мы пополняем игровую картотеку карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультминуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ позволит нам добиться устойчивого положительного результата в развитии речи детей.