Папки-передвижки

Развитие речи (из опыта работы)

Наталья Майорова
Развитие речи (из опыта работы)

«Пальчики играют, речь развивают»

Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. И особенно остро этот вопрос стоит в учреждениях, работающих с детьми с ОВЗ.

Решая задачи учебно - воспитательного процесса, мы считаем, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Она очень важна для детей с ОВЗ, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Это важно еще и потому, что ребенку, в последующем понадобятся координированные движения, чтобы одеваться, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Публикация «Развитие речи (из опыта работы)» размещена в разделах

В связи с этим мы разработали долгосрочный проект «Пальчики играют, речь развивают», где решаем проблемы речевого развития совместно со специалистами группы. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим в течение всего дня: игры - занятия, индивидуальная работа, физкультминутки, пальчиковые игры.

Большую радость доставляют детям игры с мозаикой, пазлами. Более того, эти игры способствуют творческому воображению, ориентированию в пространстве.

Развитие графической моторики также является важной частью формирования мелкой моторики, с помощью следующих заданий:

-рисование по трафаретам;

-по фигурным линейкам.

Мелкая моторика пальцев рук успешно развивается в разных видах изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Мы создали картотеку пальчиковых игр, регулярно пополняемую потешками, стихами с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивают детское воображение, активизируют мыслительную деятельность малыша.

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку. Также в работу мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек. Все наработанные с детьми упражнения позволили:

-совершенствовать координацию движений, пальчиковую моторику;

-стимулировать развитие тактильной чувствительности;

-познавательный интерес, расширять кругозор.

Мы проводим работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для нее оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми. Интенсивное развитие речи в младшем возрасте надо рассматривать как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими предметами (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия.

«Пальчиковые игры» - инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся, в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики :

-застегивание и расстегивание пуговиц;

-всевозможные шнуровки;

-нанизывание бусин на тесьму;

-игры с мозаикой;

-сортировка мозаики по ячейкам;

-игры с конструктором;

-перебирание круп,зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно - педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 мин по несколько раз в день. Оптимальным будет использование в этих целях физкультминуток. Трехлетние малыши уже осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Актуальность нашей деятельности заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В своей группе мы создали необходимую предметно - развивающую среду. Эти игры и упражнения можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, нанизывание, игры с конструкторами.

Игры с крупами (горохом, рисом, манкой, гречкой и т. д.) Мы используем крупы не только в мозаике, но в других видах деятельности, например, игре «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу).

Используя в работе свои методы и приемы, мы заметили положительную динамику, а главное - дети научились правильно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки. Кисть приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, что и способствовало формированию навыков самообслуживания. Все игры, упражнения и занятия эффективно развивают мелкую моторику рук,дети успешно учатся пользоваться карандашом, кисточкой, ножницами.

Мы пополняем игровую картотеку карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультминуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ позволит нам добиться устойчивого положительного результата в развитии речи детей.

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы Материал будет полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Актуальность Человеку в течение всей жизни необходимо умение.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Автор публикации:
Развитие речи (из опыта работы)
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 10:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД