Светлана Иванова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «К нам в гости белочка пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в средней группе на тему
«К нам в гости белочка пришла»
Цель:
Развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со
взрослыми и сверстниками.
Задачи:
• использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
• учить детей отгадывать загадки-забавлялки;
• упражнять в подборе слов, обозначающих признаки и действия белки;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „К нам в гости белочка пришла“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• активизировать в речи детей слова — названия диких животных и названия их характерных особенностей (плутовка, рыжая, пушистая);
• формировать понимание обобщающего слова «звери»;
• формировать умение составлять рассказ с помощью воспитателя и мнемотаблицы;
• развивать активность, логическое мышление, любознательность;
• воспитывать любовь к живой природе (к животным).
Предварительная работа:
рассматривание картины «Белки»;
чтение и заучивание стихов о белке.
О. Денисова
В парке солнышко пригрело,
Мы ее кормили с рук,
Белка — наш пушистый друг!
О. Киселева
Сушит белочка на ветке
Гриб себе и гриб соседке.
А соседка ищет шишки
Для себя и для сынишки.
А подружке даст орех —
Хватит лакомства на всех!
Материалы и оборудование:
разрезные картинки; картинки с изображениями диких животных; игрушка - белка, морфологическая таблица.
Ход занятия:
Ребята, прежде, чем мы начнем наше занятие, нужно поздороваться друг с другом, но не обычно:
Приветствие: «Здравствуйте»
Улыбнемся солнышку:
Здравствуй, золотое!
Улыбнемся небу:
Здравствуй, голубое!
Улыбнемся дождику:
Лейся словно из ведра!
Улыбнемся мы гостям,
Пожелаем им добра!
Воспитатель: давайте ребята поздороваемся с нашими гостями сначала тихо, а потом громко.
Воспитатель садится на стульчик, подзывает детей к себе и предлагает разгадать загадки на тему «Кто в лесу живет?»
Воспитатель:
Вот первая загадка.
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
Дети: Лиса.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот посложнее загадка.
На ветке не птичка —
Сидит зверек-невеличка,
Мех его теплый, как грелка,
Кто же это?
Дети. Белка.
Воспитатель. Правильно. А теперь отгадайте.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Конечно же, медведь. Попробуйте отгадать следующую загадку.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Дети. Зайка.
Воспитатель. Действительно, живо угадали. А теперь не торопитесь отгадывать, подумайте. Ведь в лесу живут не только животные.
В лесу под щебет птиц и свист
Лесной стучит телеграфист:
«Здравствуй, дрозд-приятель!»
И ставит подпись.
Дети. Дятел.
По мере разгадывания загадок воспитатель выставляет картинки-отгадки. Дети еще раз называют нарисованных животных и находят «лишнего».
Воспитатель: Ребята, а почему дятел оказался «лишним»?
Дети: Потому что дятел – это птица, а остальные — звери.
Воспитатель: А чем же птицы отличаются от зверей
Дети: У птиц есть крылья.
Воспитатель: А может и у животных есть крылья? Вы в этом уверены? А я вот с вами не согласна.
Воспитатель: Ну-ка, давайте выясним, есть ли у животных крылья? Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». Присаживайтесь за столы. Перед каждым из вас есть изображение головы какого-либо животного, вам нужно будет подобрать недостающие части тела. А вдруг у какого-нибудь зверя будут крылья.
Игра «Собери картинку».
На всех картинках изображены лесные жители, дети должны собрать картинки, определить, кто изображен на них, есть ли у них крылья и охарактеризовать 2—3 словами животное, изображение которого собрали. После того как все дети выскажутся, педагог обращается к ним с вопросом.
Воспитатель: А как можно назвать одним словом всех этих животных?
Дети. Звери.
Воспитатель: Правильно, звери, а еще можно сказать «дикие животные». Где живут дикие животные, или звери?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Посмотрите, один такой лесной житель к нам пришел сегодня в гости. Кто это?
Дети. Белка.
Педагог показывает детям игрушечную белку. Дети рассматривают ее, ощупывают руками и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель. Какая белочка? Какими словами можно про нее рассказать?
Дети. Рыженькая, пушистая, быстрая. А еще каким цветом бывает белочка? (серым). А почему она меняет цвет своей шубки? Когда это бывает?
Воспитатель. А что можно сказать про ушки белочки? Про хвост? На что похожи глазки белочки?
Воспитатель. Что умеет делать белочка?
Дети. Прыгать с ветки на ветку, грызть орехи, лущить шишки.
Воспитатель: Где живет белка?
Дети: На дереве, в дупле.
Воспитатель: А как же она взбирается на дерево? С помощью чего?
Воспитатель:
Белки очень забавные, любят двигаться, играть. Давайте и мы с вами поиграем. (выходим на ковер)
Физминутка «Белка»
Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что-то собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)
Педагог с помощью детей составляет рассказ о белке, строя морфологическую таблицу.
Воспитатель: Это. (белка).
Она. (маленькая, рыженькая).
Ее тело покрыто шерстью, у нее пушистый хвостик и кисточки на ушах.
Живет белочка. (на дереве, в дупле).
Она питается. (орехами, грибами, шишками).
Она умеет. (прыгать с ветки на ветку, грызть орехи, лущить шишки).
Два-три ребенка, опираясь на морфологическую таблицу и помощь воспитателя, составляют рассказ о белке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы составили интересные рассказы про белочку.
Ребята, а теперь давайте порадуем нашу гостью стихами. Кто из вас знает стихи про белочку? Давайте послушаем … (2-3 стиха).
В парке солнышко пригрело,
Белка на суку сидела.
Мы ее кормили с рук,
Белка — наш пушистый друг!
Сушит белочка на ветке
Гриб себе и гриб соседке.
А соседка ищет шишки
Для себя и для сынишки.
А подружке даст орех —
Хватит лакомства на всех!
Уронила белка шишку
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутек,
Чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
Что-то зайцы осмелели…
Нападают на меня.
Белочка : Ребята, какие вы умницы, порадовали меня рассказами, стихами. Но мне пора возвращаться домой. Спасибо, вам, ребята! До свидания!
Воспитатель: Кто же к нам сегодня приходил в гости? Чем мы занимались на занятии? (Выяснили по каким признакам мы можем отличить белку от других зверей, составляли рассказ про белочку по таблице, рассказывали стихи).
А сейчас давайте приготовим для белочки угощение, ведь снег еще не растаял, а у нее закончились припасы на зиму. Вспомните, чем же питается белочка? (орешками, шишками, грибами)
Дети садятся за столы, где для них приготовлены материалы для продуктивной деятельности: лепят орешки, шишки, грибы.
По окончании продуктивной деятельности, когда «угощение» готово, его дарят белочке.