Получи документы

Развитие речи по методике Д. Е. Огороднова

Виктория Викторовна Огороднова
Развитие речи по методике Д. Е. Огороднова

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Методика двигательного, эмоционального, речевого и вокального развития человека комплексно решает разнообразные задачи - от психосоматических до профессионально-музыкальных,

В этой статье мы остановимся на решении частных задач по эффективному формированию речи ребёнка. Цели и задачи таковы:

-формирование словарного запаса;

Публикация «Развитие речи по методике Д, Е, Огороднова» размещена в разделах

-воспитание звуковой культуры речи, т. е. правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение;

-формирование грамматического строя речи, т. е. правильность построения значимых речевых отрезков — слов, высказываний, текстов;

-развитие связной речи — диалогической и монологической;

-формирование красивого тембра голоса;

-развитие выразительной речевой интонации;

-формирование элементарного осознания явлений языка и речи;

-воспитание интереса и любви к художественному слову.

Методы развития речи детей должны использоваться комплексно: через развитие личности, её творческих и познавательных способностей. При этом понятно, что развивая личность, мы развиваем речь, а развивая речь, мы развиваем личность.

Как мы видим из этой схемы, треть двигательной коры головного мозга отвечает за зрение, слух, обоняние, мимику и речевой аппарат, другая треть — за общую и мелкую моторику и тактильные ощущения. А весь остальной организм относится к оставшейся трети. Отсюда делаем вывод: для эффективного развития речи надо мышечно подготовить речевой аппарат и мимическую активность, а также раскрепостить плечевой пояс, кисти рук и пальцы. Важный фактор — тренировка длинного дыхания, произнесение на длинном выдохе. Таким образом, предложенные методы развития речи детей активизируют бОльшую часть организма, что является весьма

эффективным.

РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ, АРТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ

Дикция — важнейшая часть сформированной речи. Она развивается с помощью внутренней и внешней артикуляции. Внутренней артикуляцией управляют язык, глотка, мягкое нёбо, внешней — мимические мышцы лица. Умение опускать гортань, поднимать мягкое нёбо, владеть активной мимикой способствует развитию речи, формированию красивого тембра и звуковой культуры речи. Устное развитие речи и пение взаимосвязаны и взаимно развиваются, улучшая друг друга, делая голос сильным и красивым.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Плечевой пояс мы рассматриваем как основу общей моторики, но плечо – это нечто большее, чем отдельный сустав. Полная кинематическая цепь проходит «от носа до пальцев ног». Действия мелкой моторики происходят в пальцах рук. Кисти рук — вторичный орган речи. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее происходит развитие речи. Речь прекрасно формируется на фоне активной жестикуляции.

РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО, ДЛИННОГО ДЫХАНИЯ

Когда про человека говорят, что у него «хорошо подвешен язык», это означает, что он говорит грамотно, имеет богатый запас слов, интересен в общении и может произносить длинные фразы, не задыхаясь и не запинаясь. Для сформированной речи необходимо хорошо поставленное дыхание. Например, умение сдержанно выдыхать в течение 40-60 секунд. Дыхание должно быть глубоким, а не поверхностным. Управление дыханием должно позволять на одном выдохе произносить не менее одного распространённого предложения. Это отлично тренируется при дыхании животом, с задержками после выдоха и после вдоха.

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ

Чем разнообразнее речь по высотному диапазону и благороднее по тембру, тем интереснее слушать человека. Разнообразная речь развивает богатое образное мышление, формирует интеллектуальные и творческие способности. Широкий звуковысотный спектр голоса развивается благодаря вокализированному «скольжению» голосом сверху вниз и снизу вверх, «раздвигая» рамки голосовых границ (glissando).

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ

Соединение всех выше описанных методов развивает творческие и познавательные способности. Наглядные пособия (мнемотехника) ускоряют решение поставленных задач (на основе методики Дмитрия Ерофеевича Огороднова). В рамках этой методики и общения с преподавателем происходит «проблемное обучение» — ставится проблема и предлагается рассмотреть явление, проанализировать и разрешить различными способами. Сделать сравнения и выводы.

Суть методов развития речи детей — это развитие фантазии и образного мышления детей, обучение системному мышлению и пониманию происходящих процессов. Понимание единства и противоречия окружающего мира воспитывает творческого человека. «Мозговой штурм», сочетание различных свойств в одном предмете, творческие находки, создание правильной интонации формируют речь и личность.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

-наглядные — алгоритмы, картинки, видеоролики и т. д.

-вокально-речевые — упражнения для развития голоса, дыхания, моторики

-исполнительские — игры, образные задачи, артистические этюды

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

-наблюдение

-анализ

-умозаключение

-исполнение — проговаривание и пение

-театрализация

-движение

-импровизация

-многократное повторение с минимальным усложнением

Все могут попробовать эти методы развития речи детей и взрослых, решая задачи от приобретения простых навыков и психологического комфорта до обучения профессиональному вокалу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речи «Шеф — повар»Дидактическая игра на развитие речи «Шеф — повар» Дидактическая игра на развитие речи «Шеф - повар». Игра может проводиться с детьми старшего дошкольного возраста в период изучения тем «Фрукты»,.

Игры по методике Монтессори своими рукамиИгры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Год экологии. Развитие речи «Путешествие в лес»Год экологии. Развитие речи «Путешествие в лес» Обучающие:Закреплять знания о диких животных. Развивающие:Развивать речь,мышление,память. Воспитывающие:Воспитывать любовь к окружающему.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Лэпбук «Развитие речи»Лэпбук «Развитие речи» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Представляю Вам лэпбук «Развитие речи» Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.» ООД по развитию речи с мультимедийной поддержкой «Кто придумал алфавит» Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей создания.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи по методике Д. Е. Огороднова
Опубликовано: 19 марта 2021 в 17:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД