Получи документы

Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе

ЯНА ПОДСТРЕШНАЯ
Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе

Конспект ООД по развитию речи

Группа : средняя

Педагог: Подстрешная. Я. И

Тема: Чтение былин о богатырях. Былинные герои

Цель: Формировать представления о богатырях.

Задачи:

Развивающие :

• расширение представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

• формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Публикация «Занятие по развитию речи „Чтение былин о богатырях, Былинные герои“ в средней группе» размещена в разделах

• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;

Развивать связную речь.

развивать речь детей, умение внимательно слушать взрослых, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы

Воспитательные:

• воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

• закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

• воспитывать любовь и уважение за наших предков — защитников Родины, уважение к их мужеству, интерес к былинам.

Образовательные:

• учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

• закрепить начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

• рассказать детям о былинных богатырях;

Предварительная работа: беседа о защитниках Руси, чтение былин, рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, обсуждение образов, подготовка к театрализации.

Оборудование: магнитофон с записью песни «Солдатушки - бравы ребятушки», презентация, картина В. Васнецова «Богатыри».

Ход НОД

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Под песню «Солдатушки – бравы ребятушки», дети обходят зал и садятся на места.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зову Яна Ивановна я буду проводить у вас занятие.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Велик и разнообразен литературный мир. Сегодня мы будем говорить о былинах.

А знаете очему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? Знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было на самом деле, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению.

Давным-давно на нашу страну шли враги, разоряли и сжигали селения, грабили жилища, забирали в плен людей и увозили с собой добро. Эти страшные события не могли оставить равнодушными добрых молодцев — защитников земли русской. Их подвиги не могли не взволновать душу народа вот и создавались - былины, по другому - героические песни. А главными героями былин были – богатыри.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», беседа. (СЛАЙД)

Работа с картиной воспитателя и детей

Посмотрите на картину. «На широкой равнине остановились три могучих русских богатыря.

-Кто такой богатырь? Ответы детей. (герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)

-Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.

-Как зовут богатырей?

- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Илья Муромец, в центре картины, самый старший из трёх богатырей.

Ребята, а вы знаете…

• Для чего нужен шлем на голове?

• Что охраняют богатыри?

• Для чего нужен был верный конь?

• Для чего нужна кольчуга?

• Почему такое интересное название «кольчуга»

• Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.

Былина о Илье Муромце.

Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.

Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет — ни рукой, ни ногой двинуть не мог.

Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне странники, подошли к избе Ильи, да и постучали в окошко.

— Отвори нам, добрый молодец, дверь, притомились мы, устали с дороги, дай нам водицы испить.

А Илья им отвечает:

— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.

А странники не уходят, и всё просят Илью в избу их впустить.

Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в избу.

А странники и говорят ему:

— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.

— Да я не смогу!

— Иди, иди! Сможешь!

Спустился Илья в погреб, принес вина. Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.

— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему странники.

Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать, ни пером описать!

— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.

Простились и ушли странники, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.

С той поры стал Илья помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать.

Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.

Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах.

И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.

Попросил богатырь благословления у отца-матери на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.

Чтение былины детям

Воспитатель: Пускай богатыри охраняют границы родины, а мы поиграем в лексическую игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слова, которые характеризуют богатырей, а вы – называете слова с противоположным значением.

Храбрый – трусливый.

Сильный – слабый.

Быстрый – медленный.

Добрый – злой.

Умный – глупый.

Высокий – низкий.

Большой – маленький.

Честный – лживый.

Справедливый – несправедливый.

Надежный – ненадежный.

Хороший – плохой.

Победить – проиграть.

Показ картинок - речевое упражнение «Назови и объясни».

Сначала дети называют что изображено, а потом дают определение этому предмету. (работа с картинками)

Шлем - защитный головной убор воина

Кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец

Меч - старинное боевое оружие воина

Конь – боевой друг богатыря.

Щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.

Копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.

В:И с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте с вами встанем со своих стульчиком и пройдем на ковер…

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три

- Мы теперь богатыри

Мы ладонь ко лбу приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

3. ИТОГ НОД

Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится? Молодцы ребята, вы справились с заданиями! Ну а теперь наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу на уроке. До свидания!

Методист: Тимофеева Светлана Борисовна

Воспитатель: Грицева Екатерина Сергеевна

Выполнила студентка: Лаптурова Яна Ивановна

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в средней группеИтоговое занятие по развитию речи в средней группе Итоговое занятие по развитию речи в средней группе Воспитатель Туева Т. Г. Задачи. Совершенствовать фонетический слух. Упражнять в изменении.

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик» МБДОУ № 34 "Колокольчик" Воспитатель: Голодова Н. Г. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Физическое развитие»,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 16:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД