МААМ-картинки

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Виктория Благодарова
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Общение ребенка с окружающими людьми является решающим фактором его общего психического развития. При правильной педагогической работе у малыша появляется устойчивая потребность в общении, овладение речью становится для него настоятельной необходимостью. Однако речь двухлетнего ребенка крайне несовершенна. В звуковом отношении у большинства детей она нечетка, в целом характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся совсем или произносятся неверно. Характерно малое количество глаголов, прилагательных, наречий; часто недавно усвоенное новое слово малыш заменяет привычным для него высказыванием ситуативного характера («Там лежит»; «Вот какой» и т. п.). Грамматическая связь между словами нередко отсутствует, нет предлогов, не используются союзы.

Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вместе с тем активная речь ребенка, достигшего двух лет, уже насчитывает двести — триста слов. Начинают появляться существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, форма множественного числа существительных. Глагол используется в настоящем, прошедшем и будущем временах, в 1-м лице. Встречаются также двух- и трехсложные предложения. Появляются сложные предложения с несколькими разновидностями смысловых взаимоотношений между их составными частями. Интонационно оформляется вопросительное предложение (в основном без вопросительного слова).

На занятиях по развитию речи решаются специальные речевые, языковые задачи. Занятие обычно бывает посвящено двум-трем задачам, одна из которых является главной. Содержание занятия представляет собой смысловое единство логически связанных частей — упражнений. Это дает возможность педагогу построить связный диалог с воспитанниками, а детям облегчает восприятие материала. На занятиях широко используются игровые приемы, предусматриваются физкультурные паузы.

Занятия проводят один раз в неделю (длительность — до 15 мин). Учитывая уровень речевой активности детей, их распределяют на подгруппы, состав которых в течение года может изменяться.

Воспитание звуковой культуры речи. На третьем году жизни у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что оказывает существенное влияние на развитие его произносительных навыков. Педагог тщательно анализирует индивидуальные особенности воспитанников, трудности, которые они испытывают. Необходимо следить за тем, чтобы речь детей была внятной, неторопливой и достаточно громкой. Следует обращать внимание детей на четкость произнесения звуков, слов и фраз, темп речи, высоту и силу голоса. Нецелесообразно делать ребенку замечания — лучше похвалить малыша, а затем попросить повторить сказанное еще раз. Хорошим образцом для подражания служит четкая, чуть замедленная речь воспитателя.

Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания можно проводить на занятиях (во время физкультминуток) и на речевой гимнастике. Упражнения носят игровой характер. Например, детям предлагают подуть на комочки ваты — «летят снежинки» и т. п. При этом воспитатель следит, чтобы дети делали относительно плавный и продолжительный выдох (через рот)1. Можно предлагать детям и более сложные задания: произносить на одном выдохе звукоподражания, имеющие разную ритмическую структуру: ууу, би-би, и-го-го, а-ууу.

На третьем году жизни ребенок начинает овладевать произношением трудных для него звуков — свистящих (с, з, ц, шипящих (ш, х, ч, щ, сонорных (л, р, но еще довольно редко воспроизводит их правильно в составе слова. Даже произношение звуков, усвоенных ранее (и, б, м и др., а также и нередко гласных в составе слова, отличается неустойчивостью. Поэтому навыки произношения следует формировать не столько на изолированных звуках, сколько на звуках в составе слога, слова. Для таких упражнений используются звукоподражания разной степени сложности — из одного продолжительного звука: ааа, ууу, ооо, иии; из одинаковых слогов: а- а-а, у-у-у, о-о-о, би-би, бе-бе, бай-бай, пи-пи, му-му, ме-ме, мяу-мяу, но-но, ду-ду-ду, тук-тук, топ-топ, кис-кис, ква-ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-го- го, тик-так, кудах-тах-тах.

Используя игровые приемы, воспитатель сосредоточивает внимание детей на звучании звукоподражаний при произнесении их с разной громкостью (самолет летит высоко, его едва слышно — ууу; паровоз подошел близко, гудит громко — ууу, в разном темпе (медвежонок бежит быстро — топ-топ- топ, а мама-медведица идет не спеша — топ, топ, топ, с разной высотой голоса (цыплята пищат— пи-пи-пи, курица зовет их к себе — ко-ко-ко). Обращая внимание детей на то, как по-разному звучат звукоподражания («Животные говорят по-разному: корова мычит му-му, кошка мяукает мяу-

мяу», воспитатель стремится к тому, чтобы дети не только четко артикулировали звуки, но и воспроизводили соответствующую интонацию, ритмический рисунок речи.

Сформировать у детей внимание к звуковой стороне речи важно не только для овладения ребенком правильным произношением и интонационной выразительностью. Постижение звуковой формы тесно связано с усвоением лексики и грамматики.

Словарная работа. Расширение словаря происходит на всех занятиях. Активный словарь особенно интенсивно формируется на занятиях по художественно-речевой деятельности и по ознакомлению с окружающим. Однако речевые занятия имеют свои особые словарные задачи, которые направлены на развитие у ребенка навыков обобщения с помощью слова.

У ребенка двух лет еще слабо развита способность к обобщению. Закреплению слова в активном словаре, установлению более прочной связи между словом и обозначаемым им объектом способствуют различные условия предъявления предмета (мяч — игрушка и мяч — предметная картинка, использование одноименных предметов, отличающихся друг от друга по цвету (мяч синий и мяч красный, величине (мяч большой и мяч маленький) и др., включение слова в разные речевые контексты (мяч лежит на коврике;Саша держит мяч и т. п.

Воспитатель может предложить детям изобразить действие: «Покажите, как мама гладит утюгом»,— затем обозначить его словом: «Вот так — гладит»и наконец снова спросить: «Что делает мама?» Так, по заданию педагога дети изображают различные действия, обозначаемые одним словом (моют руки, лицо, тарелку — мыть, вытирают руки, лицо, стол — вытирать и пр.) или же разные действия с одним предметом, обозначаемые разными словами (берут чашку — брать, пьют из чашки — пить, ставят чашку — ставить и пр.). Вопросы «какой? какая?» также затрудняют детей. Тем не менее

необходимо задавать, поскольку выделение ребенком признаков предметов способствует обогащению его сенсорного опыта.

Освоение и закрепление в активном словаре названий качеств предметов осуществляется эффективнее, если используется прием сравнения предметов, обладающих разными признаками («Этот мяч какой?»«Большой».— «А этот какой?»«Маленький»). Наиболее сложны для детей задания на одновременное различение предметов по Цвету и величине. Например, ребенку предлагают усадить маленького белого мишку в автомашину, а маленького черного — на стол. В этом случае в поле зрения малыша должны находиться еще и большой черный и большой белый медведи.

Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, его можно повторить в иной форме — без вопросительного слова («Бумагу режут ножницами?»). После этого вопрос задают в первоначальном варианте («Чем режут бумагу?»).

Облегчают припоминание слова вопросы типа: «Мальчик стоит или сидит? Флажок красный или желтый?», т. е. содержащие в себе ответ. За этими вопросами следуют более сложные: «Что делает мальчик? Какой флажок?» И др. Такие вопросы побуждают малыша не просто вспомнить нужное слово, но и выделить явление, признак, который оно обозначает.

Для занятий необходимо иметь тематические наборы картинок и игрушки разной величины, разного цвета.

Формирование грамматического строя речи. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Формирование последнего особенно тесно связано с освоением детьми навыков предметной и игровой деятельности, расширением ориентировки в окружающем, а также с овладением звуковой стороной речи, обогащением и активизацией словаря. К двум годам у ребенка происходит качественное изменение речи : малыш не только подражает речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает многие грамматические формы.

Развитие связной речи. На занятиях осуществляется целенаправленное развитие у детей навыков речевого общения. В дошкольном возрасте ребенку предстоит овладеть двумя видами устной речи — сначала диалогической, а со временем (в старших группах) — и монологической. Детей учат наблюдать, рассматривать, выделять в предметах и явлениях наиболее существенное, устанавливать отношения между ними, обозначать их словом. Для ребенка этого возраста доступна простая форма диалогическрй речи — ответы на вопросы, которая является подготовительным этапом, способствующим развитию навыков связного высказывания (а позже становлению монологической речи).

Воспитателю следует обращать внимание на то, чтобы дети сосредоточенно слушали его речь, адресованную всей группе. Важно также, чтобы демонстрационный материал был хорошо виден, чтобы обращение педагога ко всем детям обеспечивало восприятие его речи каждым ребенком в отдельности.

Дети этого возраста рассказывание воспринимают лучше, чем чтение. Рассказывание требует от воспитателя особенно тщательной предварительной подготовки, включающей отработку интонационной выразительности. Постепенно воспитатель приучает детей принимать активное участие в рассказывании сказок.

В первой младшей группе проводятся занятия по рассматриванию игрушек и картин. Рассматривание игрушек можно организовать в форме дидактической игры («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). Использование приема сравнения диктует особый подбор игрушек — одинаковые по названию, ноотличающиеся внешним видом (два медвежонка — большой и маленький, разного цвета; куклы, одетые по-разному, и т. п.). Воспитатель направляет рассматривание вопросами, обращая внимание детей на размеры игрушки, форму, цвет, материал. Дети отвечают на вопросы педагога отдельными словами, фразами, а воспитатель, обобщив их высказывания, дает образец описательного рассказа! Завершить рассматривание можно чтением знакомой детям потешки (загадки, рассказа) .

С детьми двух лет проводят рассматривание предметных и сюжетных картин. Используются следующие серии: «Картины для развития речи детей второго и третьего года жизни» (В. А. Ези-кеева, Е. И. Радина, «Мы играем» (Е. Г. Батурина, «Наша Таня» (О. И. Соловьева). Рассматривание, направляемое вопросами воспитателя, завершается его рассказом-образцом.

Вопросы, являющиеся основным методическим приемом при рассматривании! должны обеспечивать целостность восприятия.

Рассматривание предметной картины целесообразно организовывать после рассматривания и описания соответствующей игрушки. Восприятие реального предмета создает хорошую основу для активизации речи при последующем рассматривании картины. Рассматривание сюжетных картин также желательно проводить после соответствующих наблюдений (на занятиях по ознакомлению с окружающим, игр. Следует как можно шире привлекать опыт детей. Раскрывая содержание сюжета, педагог опирается на этот опыт. Использование художественных произведений дополняет завершающий рассказ воспитателя, вызывает у ребенка эмоциональное отношение к изображенному, помогает полнее воспринять картину.

С течением времени воспитатель может привлекать детей к участиюв рассказе-образце: используя игровые мотивы, побуждать малышей к подражанию; предлагать ответить на включенный в рассказ вопрос. При этом допустимы как индивидуальные, так и хоровые ответы детей (чтение отрывка из текста потешки, исполнение песенки). Завершающий рассказ можно адресовать пришедшим в гости к детям кукле, Чебурашке.

После занятий иллюстрации, игрушки и картины оставляют в группе, чтобы дети могли свободно рассматривать их, делиться впечатлениями.

Воспитатель должен поощрять высказывания детей, разъяснять непонятное, уточнять детали и особенно бережно относиться к во^ просам, так как именно они свидетельствуют о становлении развернутого диалога, ведущего ребенка к овладению связной речью, указывают на развитие навыков полноценного активного общения.

Задачи развития речи решаются и во внеучебное время. Речь педагога является тем источником, из которого ребенок черпает правильность произношения, грамматическую оформленность, точность и выразительность, связность и содержательность. Педагог должен избегать упрощенных слов, а в случае использования их детьми давать правильные названия, не нарушая процесса общения.

Во время одевания, умывания, приема пищи и пр. воспитатель постоянно обращается к детям, сопровождая и свои и их действия пояснениями. При этом малыши не только учатся одеваться, умываться, убирать игрушки и т. п., но и усваивают новые слова — названия предметов, одежды, мебели, посуды, узнают, из каких деталей состоят знакомые им предметы (у

туфельки есть каблук, носок, застежка, а у ботинка — шнурки). Наряду с освоением названий предметов дети учатся понимать и обозначать словом различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, молоко, есть (суп, котлету, хлеб, пить (чай, молоко, надеть (пальто, шапку, ботинки, повесить (пальто, кофточку на вешалку, положить (ложку на стол, шапку на полочку); разные действия с одним предметом — надеть, зашнуровать, снять, поставить (ботинки). Ребенок овладевает умением различать и называть качества предметов — мягкая, теплая (шапка, теплый, вкусный (суп, хлеб, круглый, красный (мяч).

Формирование навыка слушания позволяет подводить детей к умению следить за развитием действия в сказке, коротком рассказе и далее за появлением новых персонажей в произведениях со многими действующими лицами, за их отношениями, сопереживать героям в драматических событиях, радоваться встрече с уже знакомыми персонажами. Основой целостного восприятия детьми художественного произведения является эмоциональный отклик на него, способность улавливать разнообразные интонации, отзываться на них, сочувствовать происходящему. В результате у ребенка постепенно развивается способность к восприятию простейших элементов художественной формы.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 08:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Благодарова (УИ 308465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД