Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Устное народное творчество»

Ольга Алексеевна Матяева
Конспект занятия по развитию речи «Устное народное творчество»

Конспект занятия по развитию речи

По теме : «Устное народное творчество»

Цель:

-Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Устное народное творчество“» размещена в разделах

- Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию; доставить радость и эмоциональное равновесие.

-Развивающие : Развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.

Предварительная работа: заучивание загадок, чтение сказок, заучивание, поговорок, пословиц, песенок, проведение беседы об устном народном творчестве русского народа.

Методы и приё мы: игровой, словесно-логический, наглядный, двигательный; художественное слово (пословицы, поговорки, сказки, пальчиковая гимнастика).

Оборудование: иллюстрации сказок, поговорок скороговорок- мнемотабицы

Словарная работа: активный - пословицы, поговорки, считалки, загадки; пассивный- устное народное творчество, фольклор, фантастический.

Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Игра-путешествие по стране устного народного творчества

1. Организационная часть

-Здравствуйте ребята, давайте поздороваемся друг с другом!

-Скажем «Здравствуйте руками! (Машем рукой)

-Скажем «здравствуйте ногами! (приседаем)

-Скажем «здравствуйте глазами! (подмигиваем)

-Скажем «здравствуйте мы ртом- (улыбаемся)

станет радостно кругом!

-Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)

- Россия огромная страна, многонациональная, но большую часть населения составляет русские.

-Мы сегодня будем говорить об устном народном творчестве русского народа.

- Устное народное творчество - это словесное творчество народа, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение.

- По-другому называют устное народное творчество - фольклор.

- А фольклор - это пословицы… помогите мне пожалуйста (поговорки, загадки, песни, считалки, сказки и тд).

- Как и на чём путешествовали сказочные герои? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).

-А мы будем путешествовать на печи.

Если вы готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество»

2. Виртуальное путешествие по станциям жанров устного народного творчества.

Скажем волшебные слова: какие?

- По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на первую станцию!

1 станция Загадки:

Скажите пожалуйста, для чего придумывали загадки?

Вот и я хочу проверить вашу смекалку да находчивость!

Может белый быть и бурый,

Он густой гордится шкурой.

Любит рыбкою питаться

Или мёдом баловаться.

Громко может он реветь.

Что за зверь такой?

(Медведь)

***

Знают все: она плутовка,

Кур таскать умеет ловко,

Промелькнёт хвост по двору

И запрячется в нору.

Яркий мех – её краса.

Очень хитрый зверь… (Лиса)

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет. (Кошка.)

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Он копытами цок-цок,

Покатай меня, дружок! (Конь.)

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посредине — спинка,

А на ней щетинка. (Свинья.)

Молодцы, все загадки отгадали!

Приглашаю на вторую станцию: - По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию «Пословицы»

Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе.

Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.

- О чем бывают пословицы? (о природе, о дружбе, о человеке)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Делу время, потехе – час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз примерь, один раз – отрежь.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, человека - труд.

- Какие о дружбе?

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Молодцы, ребята как много пословиц знаете.

Д. И. «Соберем пословицу»

Цель: расширяем знания о пословицах, пополняем словарный запас, развиваем логическое мышление : умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию Считалки.

2 станция «Считалки»

- Какие считалки знаете вы?

-Где вы их используете?

(дети становятся в круг и по очереди проводят считалки)

Эти считалки вы можете использовать в своих играх, когда выбираете ведущего.

Приглашаю вас продолжить наше путешествие, скажем заклинание. По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию 3 Скороговорки

Для чего народ придумывает скороговорки?

Какие скороговорки вы знаете?

Давайте повторим ранее изученные скороговорки по мнемотаблице.

Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет.

Предлагаю вам разучить новую скороговорку по мнемотаблице:

У Егора огород, там морковка и горох, в огороде у Федоры огурцы и помидоры!

-Приглашаю вас продолжить наше путешествие, скажем заклинание. По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию песни.

4 станция «Песни»

В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.

Песни бывают:

-частушки;

Заклички

калядки

-колыбельные

-хороводные – праздничные ;Во поле береза стояла!

(дети исполнят любую русскую народную песню на выбор)

-Отправляемся на следующую станцию и скажем заклинание:

-Вот и приехали на станцию сказки.

5 станция «Сказки»

Сказка - сказывать, рассказ. о чём-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса.

-Но перед тем, как приступить к работе поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Любимые сказки»

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок,

Есть Снегурочка-краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку - Бурку

Нашу вещую каурку,

Про жар- птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят

Этим сказкам каждый рад.

-Присаживайтесь за столы поудобнее, спинки выпрямили ноги вместе. Перед вами альбомный лист, карандаши лежат.

Задания на выбор:

1. Найти и обвести героев одной сказки, сказать название сказки

2. Собрать пазл Сказка и назвать название сказки.

(Дети рисуют под музыку)

Итог занятия.

-Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. Поедем домой!

Рефлексия по занятию.

-Вот мы и приехали в наш любимый детский сад. Где мы с вами побывали? Что мы с вами повидали? Вам понравилось наше путешествие? Что именно понравилось? Были ли затруднения (индивидуальные ответы детей)

Большое спасибо за работу!

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Устное народное творчество»
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 05:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД