Приложение МААМ

Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии

Нина Коваль
Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии
▼ Скачать + Заказать документы

Целью воспитательно – образовательной программы является всестороннее развитие личности ребенка. Важное значение для воспитания и развития детей имеет речевое и художественно – эстетическое развитие.

Публикация «Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии» размещена в разделах

Дети 5 – 7 лет уже имеют большой словарный запас, могут четко и ясно выражать свои мысли. Но культура речи зависит от того, насколько умело мы владеем богатством родного языка. Для того чтобы помочь детям овладеть богатством русского языка, активизировать словарь прилагательными, наречиями, которых мало в речи дошкольников, нужно приобщать их к поэзии. На психику ребенка сильно воздействует художественное, образное слово.

Константин Георгиевич Паустовский сказал:

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»

В русской поэзии большое место отведено описанию родной природы. В стихах русских поэтов природа описывается с безграничной любовью и восхищением. Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения немало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах, поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года. Поэзия помогает видеть красоту природы. Самим нам трудно подобрать такие слова, образные выражения, какими поэты описывают природу. Речь поэта расцвечена эпитетами, метафорами, наживая природа в стихах одушевляется:

«…А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром». С. Есенин.

«…Улыбкой ясною природа.

Сквозь сон встречает утро года…» А. С. Пушкин.

Я хочу познакомить детей со стихами русских поэтов о природе, помочь понять образные выражения, которые используют поэты, помочь представить описанные в стихах картины природы. Для этого я разработала проект «Природа России в стихах». Цель проекта - приобщение детей к поэзии, развитие речи, воображения, образного мышления.

Задачи:

- Расширить и обогатить словарный запас.

- Развивать воображение, образное мышление.

- Учить составлять описательный рассказ, используя сравнения, эпитеты, образные выражения из стихов русских поэтов.

- Учить отображать в изобразительной деятельности картины природы.

- Воспитывать любовь к поэзии, родной природе.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации:.2015 - 2017г. г.

Участники проекта: старшие дошкольники, воспитатель.

Необходимые материалы: сборники стихов русских поэтов, репродукции картин, фотографии с изображением природы.

Ожидаемые результаты:

- Расширение словарного запаса детей.

- Обогащение словаря.

- Развитие речи.

- Развитие творческих способностей.

Предполагаемый продукт проекта:

- Художественный альбом «Времена года».

- Литературные вечера «Четыре сезона».

В ходе реализации проекта дети слушают стихи о природе, затем мы обсуждаем прочитанное, в ходе обсуждения я помогаю понять образные выражения, метафоры используемые поэтами, помогаю представить картины природы, описанные в стихах. В стихах о весне поэты передают радостное настроение пробуждающейся от зимнего сна природы. А. С. Пушкин назвал весну «утро года». Стихи о весне наполнены теплом солнца, журчанием ручьев, пением птиц, благоуханием цветов, радостью от появления первых проталин, первых цветов, первых листочков, легким дуновением весеннего ветерка.

Природа летом в стихах русских поэтов богата сочными зелеными красками, шумом леса, полуденным зноем, омыта летними дождями.

«…Но лето быстрое летит. Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана…» А. С. Пушкин. Стихи об осени передают настроение уставшей природы, наполнены грустью и очарованием. Осень сравнивается с художником, рисующим великолепную картину, от которой не оторвать глаз, лес - с расписным теремом, осенние листья - с фатой подвенечной и прозрачной, золотая листва кружится на ветру как стая бабочек. Стихи пронизаны грустью, нежностью, очарованием, ожиданием зимы.

Зимой природа затаилась и спит под снежным покрывалом, а зима - волшебница, повелительница метелей и вьюг, манит своей красотой и величием.

После чтения и обсуждения стихотворения, мы рассматриваем репродукции картин, на которых изображен сюжет, подходящий к описанному в стихотворении и я предлагаю детям составить описательный рассказ по картине, используя строки из стихотворения.

Затем, я предлагаю детям отобразить в рисунке то, что они представили, когда слушали стихи.

Я считаю, что читая детям стихи русских поэтов, можно воспитать в них любовь к поэзии, к родной природе, сделать речь более яркой, образной, выразительной.

Подборка стихов русских поэтов о природе по временам года:

Весна: 1. Плещеев А. Н. «Весна».

2. Жуковский В. «Приход весны».

3. Дрожжин С. Д. «Распустились почки, лес зашевелился…».

4. Тютчев Ф. И. «Весенняя гроза».

5. Пушкин А. С. «Гонимы вешними лучами…».

Лето: 1. Есенин С. А. «С добрым утром».

2. Бунин И. А. «На пруде».

3. Бунин И. А. «Детство».

4. Пушкин А. С. «Туча».

5. Тютчев Ф. И. «В небе тают облака».

Осень: 1. Бальмонт К. Д. «Осень».

2. Пушкин А. С. «Унылая пора! Очей очарованье!».

3. Дрожжин С. Д. «Желтый лист за листом…».

4. Пастернак Б. Л. «Золотая осень».

5. Никитин И. С. «Дождь каплет…».

Зима: 1. Апухтин А. Н, «Ризой белою пушистой…».

2. Дрожжин С. Д «Снег летает и сверкает…».

3. Бунин И. А. «Метель».

4. Есенин С. А. «Пороша».

Репродукции картин художников:

1. Васильев Федор «Мокрый луг»;

2. Кондратенко Гавриил «Летний пейзаж», «Зима у околицы»;

3. Поленов Василий «Золотая осень»;

4. Грабарь Игорь «Февральская лазурь»;

5. Дубовский Николай «Лесная река», «Морозное утро»;

6. Остроухов Илья «Золотая осень»;

7. Клевер Юлий «Осень в лесу»;

8. Крыжицкий Константин «Лес зимой»;

9. Левитан Исаак «Золотая осень», «Осенний пейзаж»;

10. Шишкин Иван «Первый снег», «Лес вечером»;

11. Ендогуров Иван «Дождь», «Начало весны», «Ранняя весна».

Использованная литература:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.

2. Комарова Т. С. Художественное творчество. Подготовительная к школе группа.

3. Пушкин А. С. «Евгений Онегин»;

4. Издательство Оникс – Стихи русских поэтов;

5. Восточный ларец: сборник стихотворений русских поэтов 19 – 20 веков.

Публикации по теме:

Игры для развития речи, логического и образного мышления ЛОЖКА С ТАРЕЛКОЙ Цель: развивать логическое мышление, внимание, аналитические способности. Необходимые материалы и наглядные пособия: различные.

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ» С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.

Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Новикова Екатерина.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных.

Проект «Времена года» с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники) В речи детей существуют множество проблем: • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр в процессе реализации ФГОС СЛАЙД 1 Вводное слово: - Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию своего опыта работы на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО.

Развитие образного мышления дошкольников через вариативные художественно-изобразительные техники рисования Развитие образного мышления дошкольников через вариативные художественно-изобразительные техники рисования Каждый ребенок-замечательный.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством социо-игровых технологий «Развитие речи детей дошкольного возраста через социо-игровые технологии». МДОУ д/с «Малышок» учитель-логопед: Минеева Л. А. В последние.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Савельева Н. А. Воспитатель Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии
Опубликовано: 4 июля 2016 в 19:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии» (включая файлы) размещена пользователем Нина Коваль (УИ 314240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД