Получи документы

Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития

Наталья Курилова
Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития

Курилова Н. В.

Учитель-дефектолог

Истоковский филиал МАОУ «Ленская СОШ»

В статье представлен конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для детей с задержкой психического развития характерно снижение уровня мыслительных операций. В занятие включены упражнения на развитие словесно-логического мышления, внимания, пространственной ориентировки.

Публикация «Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Дети с задержкой психического развития часто не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций, или высокую степень педагогической запущенности.

Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание смысла и идеи текста, принятие информации. Цель смыслового чтения заключается в осмыслении полученной информации, максимально точном и полном понимании содержания текста, улавливании деталей, выполнении заданных практических действий.

Работу по формированию и развитию умений и навыков смыслового чтения нужно проводить систематично, с усложнением приемов и способов чтения от класса к классу. Обязательно нужно уточнять, понятен ли детям смысл некоторых слов. Это нужно для того, чтобы у детей сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо понять.

Важным остается то, что на ряду с формированием и развитием умения читать и понимать смысл прочитанного, у детей с задержкой психического развития необходимо развивать высшие психические функции.

В приведенном ниже конспекте коррекционно-развивающего занятия по развитию смыслового чтения показаны упражнения, направленные как на развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентировки, моторики рук, так и на развитие словесно-логического мышления.

Занятия по развитию смыслового чтения направлены на нивелирование и устранение отклонений и нарушений мыслительных операций у детей и, в конечном итоге, на успешную итоговую аттестацию учеников.

Коррекционно-развивающее занятие

с обучающимися начальных классов

«Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития»

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Цель: развитие умения читать и понимать смысл прочитанного.

Задачи:

Обучающие - Закреплять умение читать. Учить работать с текстом.

Коррекционно-развивающие - Развивать словесно-логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, моторику рук.

Воспитывающие - Воспитывать умение слушать, воспитывать патриотические чувства.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные уд: Умение слушать и вести диалог

Умение работать в группе

Познавательные уд Анализ

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждений

Умение работать с текстом

Регулятивные уд:

Умение прогнозировать результат

Умение корректировать свое поведение

Личностные уд: Проявления желания продолжать учиться

Оборудование и раздаточные материалы: ИКТ презентация, раздаточный материал по количеству обучающихся: цветные карандаши, простые грифельные карандаши, листы бумаги с напечатанными заданиями, зеркала.

Список использованной литературы

1. Канакина В. П. Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы: Пособие для учащихся 1-2 классов трехлет. нач. школы. – М. : Просвещение, 1992

2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-хчастях, часть 2 / О. Холодова – М. :Росткнига, 2016

3. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М. : «Ось-89», 2006.

4. Высотская О. И. Салют - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rustih.ru/olga-vysotskaya/

5. Куликова Ольга, Конспект «Спасибо за победу», [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-spasibo -za-pobedu-472068.html

6. Другие интернет-источники.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Для начала я предлагаю вам, ребята, составить «Азбуку хороших слов»: давайте вспомним добрые, хорошие слова на букву «М», которые отвечают на вопрос «какой?» (мирный, мудрый, мечтательный, мягкий, модный, милый и др) Время 2мин

Выполняем упражнения ручной гимнастики «Перекрестные движения руками» (Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний) Под музыку (смуглянка) дети выполняют перекрестные координи-рованные движения. Время 2 мин

Артикуляционная гимнастика Комплекс основных упражнений: Улыбочка, чередование Трубочка, Бегемотик, Лопаточка, Трубочка, Горка, часики, лошадка (Зеркала) Время 2мин

2. Мотивация

Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Что такое Родина?» Предполагаемые ответы: наша страна; место, где ты родился. Да, именно так. Родина – это и место, где ты родился и это страна, где родились твои родители, прадеды. Родина – это наши города и села, леса и луга, реки, моря и горы. Молодцы! А что такое Армия (вооруженные силы государства, войско, группа солдат и т. п. ? Флот? (все торговые или военные корабли страны) Авиация? (все пассажирские или военные самолеты страны) Какие еще есть войска? танковые, артиллерия, пехота, десантные.

В этом году 9 мая наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В 1941 году фашисты напали на нашу Родину. Но наша Армия, авиация и флот, наши солдаты победили их. А солдатами были наши деды и прадеды. И мы благодарны им за то, что Родина осталась нашей родиной, благодарны за наше мирное время.

«Ребята, что нужно уметь, чтобы знать все про нашу победу в Великой отечественной войне, про наших воинов-победителей, про всю историю?» читать Правильно, читать. И значит чем мы сегодня будем заниматься? Да, чтением. Мы будем читать. Но не просто читать. Я буду давать вам игровые задания. А как только выполните задание получите жетоны – буквы.

Раздаю ребятам задание. Время 4 мин

3. Основная часть

Упражнение «Слова рассыпались». [1]

Раздели на слова, поставь вертикальные черточки.

В г о р о д е б е р л и н е с т о и т о г р о м н ы й п а м я т н и к н а в ы с о к ом х о л м е с т о и т б о г а т ы р ь и з к а м н я с о л д а т с о в е т с к о й а р мии в о д н о й р у к е у н е г о т я ж ё л ы й м е ч э т и м м е ч о м о н с р а з ил в р а г о в ф а ш и с т о в в д р у г о й м а л е н ь к а я д е в о ч к а с п а с е ё с о л д а т о т г и б е л и у б е р е г о т ф а ш и с т о вв с е х н а с в е т е д е т ей г р о з н о с м о т р и т с о л д а т с в ы с о т ы н е с о б и р а ю т с я л и з л ы е в р а г и с н о в а з а т е я т ь в о й н у и н а р у ш и т ь м и р (По Л. Кассилю)

Предлагаю прочитать получившийся текст одному из детей.

Вопросы к тексту: Кому поставили памятник в городе Берлине? Где стоит богатырь из камня? Как смотрит солдат с высоты?

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5-6 мин

Упражнение «Кораблики». [2]

Прочитай и Выполни задание. (выполнение трехзвеньевой инструкции)

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5 мин

Физкультминутка «Салют» [3] Время 1-2 мин

Вокруг все было тихо. стоять прямо, руки опустить вниз

И вдруг - салют! Салют! руки поднять вверх

Ракеты в небе вспыхнули

и там, и тут! и там, и тут! раскрыть пальчики веером,

помахать руками над головой

Над площадью, над крышами, приседания

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой. поднять и опустить руки над головой 2раза

На улицу, на улицу

Все радостно бегут, бег на месте

Кричат: «Ура!», Любуются руки поднять вверх, пальчики веером

На праздничный салют! помахать руками над головой влево-вправо

Упражнение «Игра «Данетки».

Прочитай, отметь верно (V) или неверно (Х).

Летом много ягод.

У голубя красная грудка.

Дети любят играть.

Мама постирала посуду.

Над лесом пролетела стая куриц.

У собаки родились щенки.

Кабаны не летают.

По полю скакал рогатый конь.

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 3-4 мин

Упражнение «Геометрические фигуры».

Прочитай и выполни задание. (развитие пространственной ориентировки)

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5 мин

Упражнение «Найди меня».

Найдите среди этих букв слова, обозначающие эти картинки.

Обведи слово.

к и в з в е з д а с

ы м е д а л ь ц ф л

а р н о д ж м у о с

п и р е б е н о к ю

г о л у б ь ж э г т

к в о в ы а с м е й

ц и ф ч с о л д а т

п р о л г х ф л а г

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время 5 мин

4. Рефлексия

Вот вы собрали несколько жетонов - букв. Составьте из них слова. Что получилось? Родина, победа, чтение. О чем мы с вами сегодня говорили? Мы сегодня говорили с вами о нашей Родине, о Победе в Великой отечественной войне. А еще мы с вами читали. Мы с вами закрепляли умение читать и понимать смысл прочитанного. Молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. Время 5мин

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры с дошкольниками для снятия психического напряженияИгры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 марта 2020 в 09:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД