Приложение МААМ

Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности

Ревенко Татьяна
Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности

Коррекционно – развивающие, интегрированные занятия

Музыкальный руководитель

Ревенко Татьяна Викторовна

Публикация «Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств и воспитания гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детских садов.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Общение и взаимодействие не будут эффективными, если их участники не смогут понимать эмоциональное состояние друг друга и управлять собственными эмоциями. Это, в свою очередь, ведет к снижению способности у детей воспринимать социальные ситуации и правильно их прогнозировать. Все это говорит о необходимости развития эмоциональной сферы, являющейся основой формирования системы интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей, а также необходимости повышения знаний ребенка относительно тех или иных социальных событий, в которых он принимает участие.

Введение в действие ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17.10.2013) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, гладкость в отношениях с людьми.

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Таким людям, как правило, свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденции к психологической близости в общении.

В настоящее время понятие «социальный интеллект» и проблема его диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. Именно с социальным интеллектом связывают успешность в профессиональной деятельности (прежде всего, в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект считают одним из компонентов творчества.

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию.

Музыкальные этюды помогают в развитии правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что, в свою очередь, способствует социальной компетенции ребенка.

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребенка.

Сочетание музыкальных занятий с занятиями педагога – психолога можно считать на сегодняшний день одним из перспективных в развитии социального интеллекта у детей.

Эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Ребенок дошкольного возраста должен научиться правильно понимать эмоциональные состояния других людей, активно выражать готовность помочь, откликаться на эмоции близких людей и друзей, проявлять сочувствие, уметь «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывать мнение о причинах эмоционального состояния сверстника, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Актуальность программы обусловлена тем, что распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Формирование необходимых знаний и умений как раз и является основной задачей педагогов ДОУ.

Коррекционно-развивающая программа по развитию социального интеллекта состоит из двух блоков, каждый из которых включает в себя 6 занятий.

Цель: выработать у детей способность правильно воспринимать социальные ситуации и умение прогнозировать их развитие.

Первый блок занятий называется «Волшебный город эмоций».

Задачи: расширить представления об эмоциях; развивать умение выражать эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики; познакомить детей с музыкальными произведениями, передающими разное настроение людей; развивать восприятие телесных ощущений, двигательную координацию детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Второй блок занятий называется «Сказочные истории».

Задачи: развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать; закрепить, расширить у детей полученные ранее сведения, относящиеся к их социальной компетентности; формировать представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; познакомить с приемами передачи движениями различных характеров музыкальных пьес.

В ходе занятий, входящих в первый блок, дети учатся распознавать эмоции, выражать их и контролировать. У них развивается умение различать эмоционально-образное содержание музыкальных пьес, их характер, настроение и способность передавать это при помощи движений и мимики. По окончании занятий второго блока у детей формируются представления о нормах общения друг с другом, понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов, представления о честности. Происходит развитие навыка вежливого общения с окружающими, умения принимать верные решения в различных жизненных ситуациях.

Занятия проводятся педагогом-психологом и музыкальным руководителем.

Контингент участников: дети подготовительной группы детского сада.

При работе с детьми используются различные методы, например, беседы, дискуссии. Приветствуется использование следующих приемов: создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищённо и может проявить творческую активность; пропаганда спонтан-ности проявлений эмоций ребенка во время игр; максимальное поощрение фантазии и творческого подхода; проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; доброжелательное отношение к детям. Каждое занятие первого блока посвящено определенной эмоции.

В начале занятия ребята входят в сказочный мир, танцуя под определенную музыку. Дети выполняют ритмичные движения, передающие характер той или иной мелодии, ее настроение.

«Встреча с эмоциями» осуществляется через игру с зеркалом.

Работая с контурными фигурами, дети учатся находить на своем теле «местечко», где «живет» та или иная эмоция, и обозначать его с помощью цвета. Это упражнение способствует развитию произвольного улавливания ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц в теле.

Заканчиваются занятия выходом из сказочного мира под музыку разного характера, при помощи двигательных упражнений, направленных на проживание конкретных эмоций, способствующих снятию мышечных зажимов, развитию доверия у детей.

Занятия второго блока проводятся с элементами сказко - терапии.

Сказки используются медитативные, для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение этих сказок - сообщение подсознанию ребенка позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Дети на каждом занятии «гостят в домике у определенной эмоции», и «житель этого домика» рассказывает им свою историю. В домике Радости - Резвушка, в домике Грусти - Плакса, Злости — Злюка, Страха — Бояка, Удивления — Удивляйка.

С целью создания благоприятного эмоционального фона и более эффективного психолого-педагогического воздействия на детей при знакомстве с содержанием сказки используется фоновая музыка. Ведь музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзыв-чивости детей в реальной жизни.

Критерием эффективности проведенной работы можно считать: развитие эмоционального компонента социального интеллекта, преобладание положительных эмоций у детей, умение сдерживать нежелательные эмоции или использовать приемлемые способы их проявления, не причиняя вреда окружающим.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Конспект занятия по музыкальной деятельности «Прыг — скок» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по музыкальной деятельности «Прыг — скок» для детей младшего дошкольного возраста Цель - Формировать познавательный интерес к хореографическому искусству через сюжетно – игровую форму занятия с оригинальным музыкальным.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности
Опубликовано: 19 мая 2020 в 21:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ревенко Татьяна (УИ 1428345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД