Ревенко Татьяна
Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности
Коррекционно – развивающие, интегрированные занятия
Музыкальный руководитель
Ревенко Татьяна Викторовна
Публикация «Развитие социального интеллекта у детей 5–7 лет в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств и воспитания гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детских садов.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
Общение и взаимодействие не будут эффективными, если их участники не смогут понимать эмоциональное состояние друг друга и управлять собственными эмоциями. Это, в свою очередь, ведет к снижению способности у детей воспринимать социальные ситуации и правильно их прогнозировать. Все это говорит о необходимости развития эмоциональной сферы, являющейся основой формирования системы интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей, а также необходимости повышения знаний ребенка относительно тех или иных социальных событий, в которых он принимает участие.
Введение в действие ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17.10.2013) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, гладкость в отношениях с людьми.
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Таким людям, как правило, свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденции к психологической близости в общении.
В настоящее время понятие «социальный интеллект» и проблема его диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. Именно с социальным интеллектом связывают успешность в профессиональной деятельности (прежде всего, в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект считают одним из компонентов творчества.
Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию.
Музыкальные этюды помогают в развитии правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что, в свою очередь, способствует социальной компетенции ребенка.
Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребенка.
Сочетание музыкальных занятий с занятиями педагога – психолога можно считать на сегодняшний день одним из перспективных в развитии социального интеллекта у детей.
Эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Ребенок дошкольного возраста должен научиться правильно понимать эмоциональные состояния других людей, активно выражать готовность помочь, откликаться на эмоции близких людей и друзей, проявлять сочувствие, уметь «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывать мнение о причинах эмоционального состояния сверстника, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Актуальность программы обусловлена тем, что распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Формирование необходимых знаний и умений как раз и является основной задачей педагогов ДОУ.
Коррекционно-развивающая программа по развитию социального интеллекта состоит из двух блоков, каждый из которых включает в себя 6 занятий.
Цель: выработать у детей способность правильно воспринимать социальные ситуации и умение прогнозировать их развитие.
Первый блок занятий называется «Волшебный город эмоций».
Задачи: расширить представления об эмоциях; развивать умение выражать эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики; познакомить детей с музыкальными произведениями, передающими разное настроение людей; развивать восприятие телесных ощущений, двигательную координацию детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
Второй блок занятий называется «Сказочные истории».
Задачи: развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать; закрепить, расширить у детей полученные ранее сведения, относящиеся к их социальной компетентности; формировать представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; познакомить с приемами передачи движениями различных характеров музыкальных пьес.
В ходе занятий, входящих в первый блок, дети учатся распознавать эмоции, выражать их и контролировать. У них развивается умение различать эмоционально-образное содержание музыкальных пьес, их характер, настроение и способность передавать это при помощи движений и мимики. По окончании занятий второго блока у детей формируются представления о нормах общения друг с другом, понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов, представления о честности. Происходит развитие навыка вежливого общения с окружающими, умения принимать верные решения в различных жизненных ситуациях.
Занятия проводятся педагогом-психологом и музыкальным руководителем.
Контингент участников: дети подготовительной группы детского сада.
При работе с детьми используются различные методы, например, беседы, дискуссии. Приветствуется использование следующих приемов: создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищённо и может проявить творческую активность; пропаганда спонтан-ности проявлений эмоций ребенка во время игр; максимальное поощрение фантазии и творческого подхода; проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; доброжелательное отношение к детям. Каждое занятие первого блока посвящено определенной эмоции.
В начале занятия ребята входят в сказочный мир, танцуя под определенную музыку. Дети выполняют ритмичные движения, передающие характер той или иной мелодии, ее настроение.
«Встреча с эмоциями» осуществляется через игру с зеркалом.
Работая с контурными фигурами, дети учатся находить на своем теле «местечко», где «живет» та или иная эмоция, и обозначать его с помощью цвета. Это упражнение способствует развитию произвольного улавливания ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц в теле.
Заканчиваются занятия выходом из сказочного мира под музыку разного характера, при помощи двигательных упражнений, направленных на проживание конкретных эмоций, способствующих снятию мышечных зажимов, развитию доверия у детей.
Занятия второго блока проводятся с элементами сказко - терапии.
Сказки используются медитативные, для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение этих сказок - сообщение подсознанию ребенка позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Дети на каждом занятии «гостят в домике у определенной эмоции», и «житель этого домика» рассказывает им свою историю. В домике Радости - Резвушка, в домике Грусти - Плакса, Злости — Злюка, Страха — Бояка, Удивления — Удивляйка.
С целью создания благоприятного эмоционального фона и более эффективного психолого-педагогического воздействия на детей при знакомстве с содержанием сказки используется фоновая музыка. Ведь музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзыв-чивости детей в реальной жизни.
Критерием эффективности проведенной работы можно считать: развитие эмоционального компонента социального интеллекта, преобладание положительных эмоций у детей, умение сдерживать нежелательные эмоции или использовать приемлемые способы их проявления, не причиняя вреда окружающим.