Сергей Горох
Трудовое обучение учащихся в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способностей учащихся трудового обучения в условиях ФГОС.
Трудовое обучение наряду с другими учебными предметами служит важным средством умственного и физического развития и нравственного воспитания детей.
В процессе труда школьники знакомятся с характерными свойствами материалов, с устройством и работой орудий труда, учатся применять на практике свои знания по математике, естествознанию, рисованию и другим учебным предметам.
Публикация «Трудовое обучение учащихся в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Основными задачами обучения учащихся являются :
а) Овладения знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточным для участия в производительном труде по несложным специальностям;
б) Коррекция недостатков трудовой деятельности;
в) Воспитание положительного отношения к труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств.
г) Содействию физическому развитию, укрепления здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.
Важнейшей задачей при подготовке учащихся к труду является обучение их приемам и методам работы. Необходимо, чтобы учащиеся овладели наибольшим числом профессиональных приёмов труда. Одной из задач обучения учащихся является формирование у них навыков выполнения трудовых операций. Трудовые навыки характеризуются степенью автоматизации действий. К концу обучения учащийся должен выполнять эти операции на уровне сформированного навыка, т. е. во время работы не только правильно держать инструмент, орудие труда, но и правильно выполнять рабочие движения в определенной рабочей позе, работать быстро и высококачественно. Навыки выполнения трудовых операций формируются у учащихся постепенно в процессе многократных упражнений на протяжении всего периода обучения труду. Как пример могу привести обучающегося 8б класса Ян Илью в пятом классе ему все давалось непросто, а сейчас он уже самостоятельно выполняет задание по оштукатуриванию поверхности.
Преподавание трудового обучения должно проводиться в определенной системе. Эта система в главных своих чертах намечена программой, а в деталях определяется учителем в зависимости от конкретных условий и общих учебно-воспитательных задач. Каждый урок должен расширять и закреплять круг знаний и умений учащихся, способствовать выработке у них устойчивых положительных навыков и привычек.
Система обучения на уроках трудового обучения должна предусматривать последовательное закрепление усвоенных приемов при помощи упражнений, повторение соответствующих рабочих операций. Здесь можно привести пример с Кондратьевым Витей в пятом классе у него плохо получалось с выполнением некоторых рабочих операций и его ответ был я не могу это сделать, но с постепенным закреплением знаний, навыков, умений у него сейчас на много лучше стало получатся при выполнении работы и появился интерес и желание работать.
Для развития у обучающихся умения работать по плану надо привлекать их к обдумыванию и коллективному обсуждению порядка выполнения задания, выясняя, какие материалы и инструменты понадобятся для работы и в каком количестве. На уроках необходимо знакомить с устройством и работой инструментов, с важнейшими свойствами материалов.
В ходе урока я внимательно слежу за обучающимися, чтобы каждый выполнял работу в точном соответствии с моими объяснениями и указаниями, принимал правильную позу, правильно держал инструмент, экономно расходовал материал, соблюдал чистоту и порядок на рабочем месте и т. д. здесь можно привести в пример 5 класс у ребят очень слабо развито внимание, требуется постоянно обращать внимание ребят на их позу во время урока, за соблюдением порядка на рабочем месте.
В конце урока организую коллективный осмотр и обсуждение качества выполненной работы, отмечаются достоинства и недостатки работы. Слежу за тем, чтобы критика недостатков проходила в тактичной форме, чтобы она не была обидной, насмешливой, оскорбительной, не унижала личное достоинства обучающихся.
По окончанию работы обязательным моментом, является уборка оставшихся материалов, оборудования и уборка класса.
Это также важный навык. При его формировании у обучающихся развивается бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, умению содержать их в чистоте и порядке. Овладения организационными навыками ведет к воспитанию культуры труда : ребята учатся бережно относится к инструментам, материалам, убирать их на место и следить за их сохранностью.
Каждый день в начале работы я провожу краткий (3-5 минут) инструктаж по данной работе и технике безопасности. В процессе работы контролирую работу учащихся и при необходимости провожу индивидуальную беседу. А также личным примером показываю, как выполняется та или иная операция, что имеет огромное значение в формировании практических навыков.
Таким образом эффективность трудовой подготовки обучающихся к работе во многом определяется уровнем организации всего учебного процесса. При обучении детей трудовым навыкам всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затрат энергии порядок.
От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть учащиеся. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к учащимся разного возраста. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.