Развитие связной речи дошкольников подготовительной группы с использованием современных образовательных технологий

Альбина Хайдарова
Развитие связной речи дошкольников подготовительной группы с использованием современных образовательных технологий

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы, на смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо маминой, бабушкиной сказки – аудиосказка.Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других это тормозит не только речевое, но и общее развитие. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития, с очень бедным словарным запасом. И мы тоже в своё время столкнулись с такой проблемой. Я замечала, что речь моих воспитанников бывало односложной, многие недостаточно грамотно и доступно могли сформулировать вопрос, построить монолог, правильно оформить свою мысль в виде предложения. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Поэтому, я начала пополнять свои знания и искать новые идеи. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно развивать речь у детей. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Исходя из этого я начала использовать современные образовательные технологии,к которым относятся: технология ТРИЗ, мнемотаблицы, синквейн, круги Луллия, проекты, лэпбук. Использование этих технологий, я считаю, повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает их утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием связной речи.

Предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике.

Первую технологию, о которой хочу рассказать, часто берут на вооружение многие воспитатели, - это метод наглядного моделирования или мнемотехники. Как любая методика, здесь работа строится от простого к сложному. Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами, где цветные картинки постепенно заменяются графическим изображением. Затем, задания усложняются - это мнемодорожки, где несвязанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок, заучивании чистоговорок, пословиц мы с большим удовольствием используем мнемоквадраты и мнемодорожки. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Мнемотаблицы используем при обучении составлению рассказов, при пересказах и заучивании стихотворений.

Мы с детьми работали по картинкам, которые составляла я, оговаривая каждый символ, а по мере обучения в процесс создания включились дети и они уже сами создают свои схемы и могут легко пересказать любой текст. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т. е. ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения стал интересным и быстрым. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, обогатить словарный запас и формировать связную речь.

Вторая технология, которую я использую, - это «Кольца Луллия». Представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Например, Кольца Луллия на тему «Объект и его место расположения».

Первый вариант - «Назови место обитания». На большом круге изображены места обитания живых существ (лес, степь, пустыня и т. д., на малом - изображения живых объектов (лиса, дельфин, суслик, и т. д.). Детям предлагается найти место обитания выбранного живого существа.Например:дети отвечают: «Дельфин живёт в море». Затем даётся задание дать определение животному по месту обитания.Например: Дельфин – обитатель тёплых морей и т. д.

Второй вариант - «Как выжить живому объекту в другом месте обитания?». Дети, подбирают живым объектам непривычное место обитания.Например: дельфин попал во льды. Они рассказывают какие условия человек должен создать дельфину, чтобы помочь ему выжить во льдах («Если бы дельфин попал во льды, люди должны построить для дельфина тёплый закрытый бассейн, кормить свежей рыбой») и т. д.

Третий вариант - «Сочини сказку о путешествии живого объекта в другое место обитания».

Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Круги Луллия можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Данное пособие формирует у них подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, развивает эмоциональную отзывчивость, связную речь.

Третьим из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук дает мне возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, диагностировать уровень знаний ребенка, развивать его умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию связной речи. Актуально включать в лэпбук Виммельбухи, т. е. это книга с яркими и детализированными иллюстрациями, которые объединены в единую смысловую композицию и не навязывают сюжет его можно придумать самим и обсудить развитие каждой из историй, фантазируя вместе с детьми.

Таким образом, я могу сделать вывод, что использование современных образовательных технологий по развитию связной речи способствует успешному развитиювсей речевой системы в целом: словарный запас детей из пассивного превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе; дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения; появился интерес к заучиванию стихотворений; ребята активнее стали работать на занятиях.

А самое главное, использование таких технологий создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.

Публикации по теме:

«Чтобы знали и помнили». Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий«Чтобы знали и помнили». Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников подготовительной группы с использованием современных образовательных технологий
Опубликовано: 21 января 2020 в 11:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Фотоотчёт весеннего праздника для малышей «Весна и её волшебные солнечные лучики»
*** В гости к малышам пришла красавица Весна и принесла волшебную корзину с солнечными лучиками. " Я –волшебница Весна Я луга, и лес, и поле...
Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к 8 Марта для детей...
Добрые, милые, замечательные женщины - с праздником вас поздравить спешим. На 8 Марта мы решили изготовить для мам открытки в виде букета цветов. И вот такие...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Мячики для...
Голуб Генриетта Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Мячики для котят» Задачи: 1. Познакомить со стихотворением В....