МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности

Ольга Полохало
Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДО предполагает развитие у детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Публикация «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности» размещена в разделах

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, мы наблюдаем, как наши воспитанники проявляют интерес к играм с простым экспериментированием с вещами, игрушками и предметами. Но действия их спонтанны и зачастую малопродуктивны. Однако при этом они сопровождают свою игру комментариями, высказываниями. Беседуя с воспитанниками, на тему выявления знаний о свойствах материалов, явлениях в живой и неживой природе, мы отметили, что дети с ТНР:

- с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления;

- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

Поэтому мы пришли к выводу, что познавательно-исследовательским действиям необходимо целенаправленно обучать через включение в игровую и продуктивную деятельность.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- знания об объектах и их свойствах путем практических действий;

- умения устанавливать причинно-следственные связи;

- навыки исследовательской деятельности (самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать);

- умение точно и ясно выражать свои суждения и предположения, используя в речи соответствующий словарь;

- коммуникативные умения, работая в группах.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Среди воспитанников нашей группы высок процент тех, у кого нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, наблюдаются нарушения грамматического строя, беден словарь, нарушение этих компонентов речи ведет за собой отставание в формировании связной речи.

Работая с детьми, мы наблюдаем, как отрицательно влияют отклонения в развитии речи на его общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, препятствует овладению знаниями и, следовательно, тормозят формирование полноценной личности. Наш педагогический опыт подсказал, что необходимо искать новые формы, методы и приемы работы с детьми, необходимо внимательнее присмотреться к детскому экспериментированию.

На занятиях по развитию речи и по познавательному развитию дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания.

Работая над темой экспериментально-опытнической деятельности, условно разделили её на блоки:

1. Живая природа

Изучая тему «Домашние птицы», мы узнаем «Почему утка не мокнет» или «Почему говорят «как с гуся вода»? Знакомясь с Природой Арктики и Антарктики и животными Северного и Южного полюса, в процессе экспериментальной деятельности, мы узнаем, почему белый медведь не мерзнет в ледяной воде, и что такое «Вечная мерзлота». Изучая рыб, мы узнаем, чем дышит рыба, для чего рыбе хвост и чем рыба отличается от животных, а сегодня мы узнали, почему рыбы имеют такую форму.

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

Много интересного дети узнают, знакомясь предметами неживого мира, они узнают «Что такое гололед», «Вечная мерзлота», «Почему все звучит»,

какие свойства имеет камень, например, они имеют разный размер и цвет, форму, поверхность, вес… Одежда: какая она бывает и почему одежду для людей не шьют из бумаги?

Знакомим с материалами и их свойствами, дети очень любят играть стеклянными шариками и конечно возник интерес к стеклу. Мы узнали, какое оно, стекло, какие у него свойства, чем отличается лед от стекла, и какой звук имеют предметы из стекла.

3. Я - Человек

Мы узнаем, как мы говорим (обращаем внимание на обогащение словаря) дышим, с опорой на пассивный словарь, обогащаем активный, для чего человеку нужны руки, ноги и т. п. Сколькими способами может передвигаться человек?

4. Интересное рядом: Эксперименты со звуками, буквами, словом,

предложением.

• Конструирование букв. Выкладываем буквы из палочек, ниточек, пуговиц, карандашей, камней. Дети должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

• Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие?

• Составь слово по первым звукам названий картинок.

Подбираем слова: на заданный звук, слог, к заданной звуковой или слоговой модели.

• Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.

• Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т. д.

• Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок

В работе опираемся на следующий алгоритм - ребенок совместно со взрослым:

1. выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2. предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3. подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе работы, воспитанник активно развивает свою речь. В ходе экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Благодаря данному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение опытно-экспериментальной деятельности, помогает воспитать детей, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода в различных жизненных ситуациях.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 14:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Полохало (УИ 219212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД