Ольга Полохало
Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО предполагает развитие у детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Публикация «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментально-опытнической деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, мы наблюдаем, как наши воспитанники проявляют интерес к играм с простым экспериментированием с вещами, игрушками и предметами. Но действия их спонтанны и зачастую малопродуктивны. Однако при этом они сопровождают свою игру комментариями, высказываниями. Беседуя с воспитанниками, на тему выявления знаний о свойствах материалов, явлениях в живой и неживой природе, мы отметили, что дети с ТНР:
- с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления;
- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Поэтому мы пришли к выводу, что познавательно-исследовательским действиям необходимо целенаправленно обучать через включение в игровую и продуктивную деятельность.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- знания об объектах и их свойствах путем практических действий;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- навыки исследовательской деятельности (самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать);
- умение точно и ясно выражать свои суждения и предположения, используя в речи соответствующий словарь;
- коммуникативные умения, работая в группах.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Среди воспитанников нашей группы высок процент тех, у кого нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, наблюдаются нарушения грамматического строя, беден словарь, нарушение этих компонентов речи ведет за собой отставание в формировании связной речи.
Работая с детьми, мы наблюдаем, как отрицательно влияют отклонения в развитии речи на его общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, препятствует овладению знаниями и, следовательно, тормозят формирование полноценной личности. Наш педагогический опыт подсказал, что необходимо искать новые формы, методы и приемы работы с детьми, необходимо внимательнее присмотреться к детскому экспериментированию.
На занятиях по развитию речи и по познавательному развитию дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания.
Работая над темой экспериментально-опытнической деятельности, условно разделили её на блоки:
1. Живая природа
Изучая тему «Домашние птицы», мы узнаем «Почему утка не мокнет» или «Почему говорят «как с гуся вода»? Знакомясь с Природой Арктики и Антарктики и животными Северного и Южного полюса, в процессе экспериментальной деятельности, мы узнаем, почему белый медведь не мерзнет в ледяной воде, и что такое «Вечная мерзлота». Изучая рыб, мы узнаем, чем дышит рыба, для чего рыбе хвост и чем рыба отличается от животных, а сегодня мы узнали, почему рыбы имеют такую форму.
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).
Много интересного дети узнают, знакомясь предметами неживого мира, они узнают «Что такое гололед», «Вечная мерзлота», «Почему все звучит»,
какие свойства имеет камень, например, они имеют разный размер и цвет, форму, поверхность, вес… Одежда: какая она бывает и почему одежду для людей не шьют из бумаги?
Знакомим с материалами и их свойствами, дети очень любят играть стеклянными шариками и конечно возник интерес к стеклу. Мы узнали, какое оно, стекло, какие у него свойства, чем отличается лед от стекла, и какой звук имеют предметы из стекла.
3. Я - Человек
Мы узнаем, как мы говорим (обращаем внимание на обогащение словаря) дышим, с опорой на пассивный словарь, обогащаем активный, для чего человеку нужны руки, ноги и т. п. Сколькими способами может передвигаться человек?
4. Интересное рядом: Эксперименты со звуками, буквами, словом,
предложением.
• Конструирование букв. Выкладываем буквы из палочек, ниточек, пуговиц, карандашей, камней. Дети должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
• Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие?
• Составь слово по первым звукам названий картинок.
• Подбираем слова: на заданный звук, слог, к заданной звуковой или слоговой модели.
• Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.
• Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т. д.
• Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок
В работе опираемся на следующий алгоритм - ребенок совместно со взрослым:
1. выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);
2. предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);
3. подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).
Таким образом, на каждом этапе работы, воспитанник активно развивает свою речь. В ходе экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).
Благодаря данному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение опытно-экспериментальной деятельности, помогает воспитать детей, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода в различных жизненных ситуациях.