Юлия Александровна Галкина
Развитие связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Первые слова малыша — это то, чего с нетерпением ждут все родители. Речь является основой общения и её значение невозможно переоценить. С каждым годом речь ребёнка начинает играть все более важную роль в его развитии и становлении личности, позволяя получать информацию, делиться ею. Также качество речи отражает уровень развития мышления ребёнка, овладения им способностью строить логические цепочки и доносить свою мысль. Позже она будет оказывать колоссальное влияние на его успешность в обучении и социуме. И для того, чтобы выполнять все необходимые задачи, речь малыша должна усложняться до тех пор, пока не станет связной, последовательной и содержательной.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Связная речь намного сложнее разговорной, которой ребенок овладевает с легкостью в повседневных бытовых ситуациях. Дети, как правило, не могут без помощи взрослого освоить такой сложный вид речевой деятельности. Для этого им необходимо усвоить грамматические структуры родного языка, понять, как последовательно выстроить свою речь не потеряв её содержания. При этом речь должна выражать эмоции, адаптироваться к ситуации, в которой происходит общение и быть свободной, а не шаблонной.
К сожалению, существует ряд факторов, способных отрицательно влиять на развитие связной речи. Так, к примеру, большое количество времени, проводимого перед экраном телевизора или за игрой в компьютер, чрезмерная погруженность в социальные сети, не дают детям проявлять речевую активность в нужном объёме, и не позволяет удовлетворить потребность ребёнка в живом общении, столь необходимом для развития речи. От этого целенаправленные занятия по речевому развитию становятся жизненно необходимыми. Без них навык связной речи не разовьется в полном объеме, речь останется скудной, лексический запас обедненным, а мозг не получит нужного импульса для дальнейшего речевого развития.
Существует множество способов помочь ребёнку в освоении связной речи. Выбор каждого зависит от возраста малыша и условий его развития. Так, к примеру, с детьми, посещающими детский сад, развитием речи занимаются не только их родители, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Малышам, не ходящим в садик в освоении связной речи должны оказать помощь их родители. И если у детей возникают трудности в освоении новых речевых навыков, то необходимо обратиться за квалифицированной помощью к логопеду. Ни в коем случае нельзя игнорировать важность освоения такого сложного и важного навыка, ведь от него напрямую зависит успешность всей будущей жизни маленького человека.
Для всестороннего освоения связной речи дошкольнику необходимо изучить построение речи диалогической и монологической. Диалог необходим для качественного общения с людьми и очень важен для личностного развития. Без диалога невозможно завести новые знакомства, вступить в контакт с другими детьми и даже принять участие в общей игре или групповом занятии. И, совершенно логично, что развитие диалогической речи происходит в процессе разговора. Это действие органично вписывается практически в каждое взаимодействие родителя или же воспитателя с ребёнком.
Нельзя упускать возможности завести разговор с ребёнком абсолютно по любому поводу. Это могут быть впечатления от увиденного на прогулке, любимые сказки или мультфильмы малыша, предпочитаемые игрушки, вкусовые предпочтения. Делясь своим опытом и предлагая сделать то же самое ребёнку, взрослый даёт дошкольнику понять, каким образом строится диалог. Вопросы, задаваемые ребенку должны быть по возможности открытыми, предполагающими развернутый ответ, а не выбор между нет и да. Необходимо пояснять факты и фразы, которые могут быть непонятны ребёнку более простыми словами. Так малыш поймёт, что иногда свой ответ нужно развернуть, чтобы его значение стало понятным. Он начнёт вырабатывать «чутьё языка», подсказывающее, когда нужно использовать развёрнутую фразу, а когда и краткого ответа будет достаточно. Комфортнее всего разговор для ребёнка будет проходить в том случае, если говорить с ним не с назидательной позиции взрослого, а на равных, позволяя чувствовать себя большим, умным и компетентным в обсуждаемом вопросе.
Не стоит забывать и об играх, ведь именно в игровой форме дети обучаются наиболее эффективно. Существуют целые комплексы дидактических игр, позволяющих развить диалогическую речь. Игры могут быть сюжетно-ролевыми и театрализованными. Они позволяют малышу примерить на себя ситуации говорения, с которыми он ещё не сталкивался, давая ему новый коммуникативный опыт. Также они включают в себя мимику и жесты, обогащающие коммуникативные навыки ребёнка.
На ряду с диалогической речью, столь же важно освоить монологическую речь. Для детей это не менее сложный этап в овладении говорением. Монолог требует от говорящего хорошо спланировать свою речь, выбрать подходящие речевые средства, тон, не упустить важных деталей и полностью передать смысл своего высказывания. Изначально малыш должен научиться рассказывать о себе, об игрушках, о различных вещах, формируя описания, рассуждая о чем-то или пересказывая события.
Продуктивнее всего монологическая речь осваивается в игровой форме. Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом и типом монологического высказывания, который необходимо развить. Хорошо подходят игровые дидактические наборы. Для описаний используются красочные картинки с различными изображениями. Для монолога-повествования подходят карточки с сюжетными картинками и комиксы, отыгрывание ситуаций с пальчиковыми куклами. В освоении рассуждения помогут игры на логику, в которых нужно располагать предметы по порядку или найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Для того, чтобы речь ребёнка была не только связной, но и выразительной, обязательно нужно уделять достаточно времени совместному чтению литературных произведений. Книги не только познакомят малыша с различными ситуациями общения, но и позволят прочувствовать эмоции персонажей, ощутить себя на их месте. Помимо этого, чтение качественной литературы будет значительно обогащать словарный запас ребенка, знакомить его с идиомами, эпитетами и метафорами, благодаря которым его речь станет яркой и живой.