Наталья Матюшева
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования из природного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования из природного материала» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Изготовление поделок из природного материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из природного материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Основная цель в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
• формировать умение создавать художественные образы;
• развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами);
• воспитывать желание отображать представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами.
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности:
1. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы : шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Заготовка природного материала.
4. Предварительная работа с детьми.
В своей работе я использовала следующие методы и приемы работы:
1. Дидактические игры;
2. Пальчиковые игры;
3. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
4. Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
5. Беседы;
6. Чтение познавательной и художественной литературы.
В своей работе я также использовала интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Конструирование из природных материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивно деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Главная цель – сформировать умение чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения, творчества.
Чтобы выполнить эту цель, я использовала поэтапную систему обучения.
Основные задачи:
1. Формирование у детей умения анализировать природный материал как основу будущей поделки;
2. Формирование у детей трех основных приемов построения образов способом «Опредмечивания» (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения).
Первое занятие.
На первых занятиях дети рассматривают природный материал и на основе выделения его конфигурации пытаются увидеть в нем всевозможные образы. С этой целью я заранее подготовила по количеству детей средней величины корни, ветки, сучки разной конфигурации, каждая из которых очень похожа на что-то конкретное.
Рассматривание проводится по подгруппам по 5 человек и занимает 5-7 минут.
Организовывалось рассматривание следующим образом:
1. Я заранее сделала из природного материала «Старичка-лесовичка». К детям подходит «старик-лесовик», здоровается с ними и говорит, что пришел в гости не один, а вместе с друзьями-«притворяшками», и, показывая разложенный на столе материал, просил угадать, кто из них кто. При этом лесовичок предлагал детям подержать в руках выбранный материал, рассмотреть и назвать, на кого похожи эти «притворяшки».
2. После такого рассматривания природного материала детей можно собрать вместе и предложить им практически создать увиденный образ из «притворяшек». Для этого детям необходим разнообразный мелкий материал, и пластилин для склеивания деталей и укрепления.
В результате дети в основном создают разные образы, подсказанные им, прежде всего конфигурацией материала : фигурки людей, животных, мебель, и многое другое. И даже если у детей встречаются фигурки одинаковой тематики, то они получаются разными по структуре и выразительности. Этому способствует подобранный разнообразный материал.
При обсуждении всех полученных поделок большинство детей поначалу только называли фигурку без раскрытия образа. И лишь незначительная часть детей смогла кратко охарактеризовать полученный образ, например, «хитрая лиса» или «журавль с длинным носом и тоненькими ножками» и т. п.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный, я задавала им вопросы типа «А почему у твоей птички клюв поднят вверх? Может она ловит комаров или зовет кого-то?», «Почему у зайчика уши прижаты? Наверное, он чего-то испугался, трусишка». Сама комментировала некоторые поделки: «Вот и чучело у тебя получилось, всех ворон распугает!» и т. д.
Второе занятие.
На втором занятии я предлагала детям новые корни, ветки и сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурации могут вызывать у детей разные ассоциации, позволяющие построить не один, а 2-3 образа. Поэтому особое внимание уделила предварительному отбору материала.
Организовав с детьми рассматривание этих материалов, я с помощью «старичка-лесовичка» помогла увидеть разное в одном и том же материале.
Например: когда показывала корень, который имел несколько ответвлений, спрашивала у детей «На что похоже?». Дети отвечали: «Метла без ручки; луноход; волшебный цветок» и пр. После перевернула материал другой : «На что теперь похоже?». Дети давали уже другие ответы. «С чем можно сравнить?», «Кого напоминает?». Т. е. только поворачивая материал, можно продемонстрировать один из приемов создания разных образов по одной основе – изменение пространственного положения этой основы.
Эти вопросы не только подводят детей к освоению трех важных приемов «опредмечивания» природного материала как целостного образа: изменению пространственного положения, убиранию лишнего и достраиванию, но и побуждают их к высказываниям, которые нужно обязательно поддерживать и развивать дальше.
На втором занятии дети предпочли прием достраивания, и только некоторые пытались использовать прием убирания лишнего.
Третье занятие.
На третьем занятии детям предлагала задачу проблемного характера: создание поделок с опорой на заданную основу. Т. е. я раздала им новый материал : куски древесной коры разных размеров и конфигураций и сухие древесные грибы (в качестве основы). После рассматривания и обсуждения приступили к выполнению замысла. Дети выполняли индивидуальные поделки. На этом этапе на основе нового материала ребята смогли построить достаточно оригинальные образы. И хотя преобладающим приемом является достраивание, некоторые дети использовали и прием – убирание лишнего.
Основными темами были фигурки животных, людей, сказочных персонажей. Все созданные детьми образы не сильно отличались от заданной основы, т. к. диктовались прежде всего конфигурацией материала. При этом первоначальный замысел у ребенка мог меняться. Например, сначала ребенок сказал, что будет лодку, но в итоге сделал рыбку, и говорит «Это у меня волшебная рыбка». А некоторые практически ничего не меняли в заданной основе, «опредметили» словом, и таким образом создали образ. Высказывания детей по поводу поделок стали уже более развернутыми и эмоциональными. Они носят в основном описательный характер: «Это старая черепаха, добрая и хорошо поет». Возможность самостоятельно комментировать свои поделки очень важно для развития у детей чувства юмора, инициативной речи, развивает умение вступать в диалог.
Четвертое занятие.
На четвертом занятии дети получили возможность объединить сделанные поделки в композиции. Они сами решали, какие поделки будут использовать и для какой композиции.
Отбор поделок и создание композиции – это два взаимосвязанных момента. Дети выбирали свои любимые поделки, а потом, когда с опорой на них придумывали сюжет, они либо брали другие поделки, либо немного изменяли уже отобранные. Составление композиций побуждает детей придумывать короткие интересные рассказы.
Пятое и шестое занятие.
На двух последних занятиях дети конструируют по собственному несложному плану. Они сами отбирают природный материал, анализируют его (как крупный, так и мелкий, берут в руки, переворачивают, меняют пространственное положение. После определения замысла они останавливались на выбранном крупном материале как основе поделки, а мелкий, использовали для деталей, который часто менялся во время работы. Некоторые дети пытались повторить тематику своих поделок. Однако из-за того, что они использовали другой природный материал, сами образы существенно изменялись.
В результате такого активного знакомства с природным материалом речь детей становится богаче. Они начали пользоваться сравнениями.
Такая продуктивная деятельность способствует развитию у детей творческого воображения, описательной и очень выразительной речи, формированию умению выполнять коллективно задуманную работу в общем темпе и ритме, сотрудничать и без конфликтов решать спорные вопросы. Не менее важно и то, что дети не только могут увидеть что-то в природном материале, домыслить, достроить образ т оригинально его выполнить, но и бережно относиться к нему: собирать материал, а не рвать, ломать, обрезать, иначе говоря, относится бережно к природе, как к живому организму. Одновременно они приобретают опыт безопасного и осторожного обращения с природными объектами (незнакомое растение не трогать, травой можно порезаться, об острый сучок пораниться и т. д.).
Таким образом, знакомство с природным материалом завершилась организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, праздниками.
Формы работы с родителями
С младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
Работа с родителями проводится в разных формах: беседы, консультации, анкетирование. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Для работы с семьёй необходимо разнообразие, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.
У ребенка появляется целенаправленный интерес к работе с природным материалом не только в детском саду, но и дома.
Увлеченный родитель увлекает интересными поделками и личным примером своего ребенка. Именно с родителей дети берут пример для подражания в первую очередь. Интерес детей к конструированию из природного материала, поддерживаемый со стороны родителей, помог добиться хороших результатов у детей на занятиях и в свободной деятельности.
Дети очень любят мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей по изготовлению игрушек удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, стремление к поделке вещей, дает реальное воплощение мысли, фантазии, для общего развития. Очень важно настроение ребенка и то чувство удовлетворения, радости, которое он испытывает, сделав игрушку.
Если не только воспитатель, но и родитель будут увлечены конструированием из природного материала, ребенок будет увлечен вдвойне. Успех работы с природным материалом детей в семье зависит от многих условий, и прежде всего от правильной организации труда.
Для работы с природным материалом дома ребенку необходимо отвести определенное место, оборудовать его детским столиком и стулом, соответствующими росту ребенка. Над столиком или рядом желательно расположить полочки для хранения инструментов и природного материала. природный материал собирают в летний и осенний период, во время экскурсий, прогулок с детьми на природу.
Было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня осведомленности о природном материале. После окончания проекта количество заинтересованных и положительно ответивших на вопросы анкеты родителей увеличилось.
Этапы работы с родителями:
1. Беседы с родителями, активное обсуждение, обмен мнениями об актуальности, данной проблемы.
2. Индивидуальные консультации по правильному сбору, сушке и хранению различного природного материала.
3. Сбор природного материала совместно с детьми и родителями.
4. Занятия с детьми по конструированию из природного материала.
5. Подгрупповая консультация с родителями по запросам, актуальным проблемам, возникающим в творческом процессе изготовления поделок из природного материала.
6. Участие в творческом конкурсе поделок из природного материала.
Дети, приходя с утра в детский сад, делились со мной и между собой впечатлениями от процесса работы с мамами и папами; расширяли свой кругозор при работе с разнообразным материалом, пополняли свой словарный запас новыми словами и выражениями, социальный опыт.
В результате проведенной работы:
1. Совместно с родителями был заготовлен разнообразный природный материал;
2. У детей укрепились представления об окружающем мире.
3. Укрепилась связь между ребенок-родитель, ребенок-воспитатель, родитель-воспитатель;
4. Были проведены осенняя выставка, зимняя, в том числе выставки работ внутри группы;
Вывод: игры, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием бросового и природного материала, способствует развитию у детей творческих способностей.