Лариса Вихирева
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Новое время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Известно, что в личной жизни, в бизнесе и в жизни в целом большого успеха добиваются только творческие личности. И понятие «развитие» стало неотъемлемой частью взгляда на мир и жизнь.
Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [7].
Публикация «Развитие творческих способностей у старших дошкольников в образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [2].
Что касается природы детского творчества, то существует два кардинально различных подхода к его определению, а именно: идеалистический и материалистический. Первый подход предполагает, что вся информация в ребенке заложена изначально, на генетическом уровне. В связи с этим необходимо лишь создать условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Представители же материалистического подхода занимают противоположную позицию, считая, что содержанием детских рисунков является окружающая их действительность. В связи с этим уровень развития творческих проявлений детей напрямую связан с полнотой восприятия ими окружающего мира, который в свою очередь определяется грамотным руководством педагога этим процессом.
Б. Г. Ананьев писал, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности [1].
С. Л. Рубинштейн отмечал другой важный аспект творческой деятельности : производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам, человек изменяет себя [8].
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, итог создания субъективно нового [3].
Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Для того чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.
Встает вопрос, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов?
Б. М. Теплов в своей работе «проблемы индивидуальных различий» рассматривает «способности», прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [9].
Р. С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [6].
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Развитие творческих способностей детей предполагает развитие у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чем больше содержание занятий отвечает интересам детей, чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.
В. А. Далингер под творческой деятельностью понимает всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность [4]. Т. е. под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Н. Роджерс (1990) пишет: «Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [5].
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят ученые, и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность. Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею. Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь, если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.
К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей. В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т. д.). В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому, что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные, но, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет. Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.
Таким образом, в современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творческие способности проявляются по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими. Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. Внутри каждого ребенка спит настоящий творческий гений. Всего лишь нужно разбудить и развить его творческие способности.
Список используемой литературы:
1. Ананьев Б. В. Задачи психологии искусства URL : https://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor24.html (дата обращения 12.04.2015)
2. Безрукова В. С. Педагогика: Учеб. Для инж. -пед. спец. / Екатеринбург.
Обл. ин-т развития регионального образования. Екатеринбург: Изд-во Свердл. Инж. -пед. ин-та, 1993. – 320 с.
3. Волошин М. А. Словарь «Искусство». URL : https://maxvoloshin.ru/?item=085a4e27-aaa6-45e9-ac8f-6fc59e9bf50e&termin=bc8c2deb-596e-4e90-b705-84653f8870a5 (дата обращения 12.04.2015)
4. Далингер В. А. Творческая деятельность при составлении планиметрических задач на построение // Наука образования : сб. науч. Статей. Омск: Из-во ОмГПУ, 2004. – Вып. 22 – с. 405-414
5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – ООО Издательство «Питер», 2012
6. Немов, Р. С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. М. : Просвещение, 2003. – 442 с.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 стр.
8. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности URL : https://tovievich.ru/book/19/192/1.htm (дата обращения 27.12.2014)
9. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.). М. : Просвещение. ,1971. – 432 с.