Лариса Шикова
Развитие художественно-творческих способностей детей старших дошкольников в процессе реализации проекта «Сказки Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Обновлённое программное содержание образовательной области «Художественно-творческое развитие» согласно ФГОС направлено на удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей
- развитие детского творчества
- приобщение к изобразительному искусству.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей старших дошкольников в процессе реализации проекта „Сказки Пушкина“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Особенностью программы «Детство», по которой я работаю, является возможность интеграции между разными образовательными областями – «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» (а именно чтение художественной литературы, «Социально-коммуникативное развитие» и др. Изобразительная деятельность является своего рода спутником других видов деятельности, речевой, театрализованной. Она заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках.
Чрезвычайно велика педагогическая ценность литературных сказок великого русского поэта А. С. Пушкина. На его сказках и стихах выросло не одно поколение. Его творчество является достоянием всего мира. Сегодня поэзия А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. Благодаря лёгкости стиха, яркой и понятной образности его творчество доступно дошкольникам. К сожалению, образы классической русской поэзии, литературный язык сегодня мало окружают современных детей.
Исходя из актуальности вопроса и обозначенной проблемы, мы предположили, что чтение сказок А. С. Пушкина положительно влияет на развитие художественных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель работы, которую поставила перед собой: развивать художественно – творческие способности детей через введение детей в мир сказок А. С. Пушкина. Работа проходила в рамках проектной деятельности, так как метод проектов создаёт условия для развития самостоятельности и творчества детей в литературной деятельности, направляет активность ребёнка на создание индивидуального продукта.
В течение года с детьми был реализован творческий проект «Путешествуем по сказкам А. Пушкина».
Основная цель проекта : создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять и расширять знания о произведениях А. С. Пушкина.
2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать содержание сказок А. С. Пушкина.
3. Развивать речь, память, мышление детей.
4. Развивать творческие способности, воображение через преломление литературного опыта в продуктах детской художественной деятельности.
5. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
Работа над проектом включала в себя несколько этапов:
На первом этапе мной была поставлена задача - формировать устойчивый интерес к тематике проекта у детей и родителей.
1. На первом этапе работы была создана проблемная ситуация для детей. Выяснить, что дети знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать; как можно узнать?
2. Также мы провели опрос среди родителей и детей, какие книги они читают дома, есть ли в домашней библиотеке произведения Пушкина. Опрос показал, что 80% семей читают книги, и у них есть детская библиотека. Особой популярностью пользуются сказки русского поэта.
• В рамках воспитательно-образовательной работы с детьми было организовано увлекательное путешествие по страницам творчества великого поэта. Так в октябре под лозунгом «Здравствуй, Пушкин!» познакомили детей с жизнью и творчеством поэта, его семьёй. Рассматривали репродукции портретов А. С. Пушкина в исполнении Кипренского и Тропинина, автопортреты поэта, рисовали портрет поэта.
• В группе начали оформлять библиотечку «Путешествуем по сказкам Пушкина», где собрали книги по сказкам Пушкина, иллюстрации, наборы открыток. Материалами выставки пользовались как дети, так и родители.
3. На 2 этапе – технологическом. Была поставлена цель – развивать творческие способности детей через преломление литературного опыта в продуктах детской художественной деятельности.
Данная деятельность включала в себя интеграцию речевой, художественно-продуктивной, музыкально-театрализованной деятельности.
Знакомство с произведениями Пушкина осуществлялось по алгоритму:
• Чтение произведения
• Словарная работа над новыми словами
• Знакомство с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок М. А. Врубель, И. Я. Билибин)
• Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок
• Разучивание отрывков из произведений А. С. Пушкина
• Прослушивание сказок в аудиозаписи
• Д/и литературного содержания «Узнай сказку»
• Литературная викторина «Знаем ли мы сказки Пушкина?»
• Посещение библиотеки, где детям в доступной форме рассказали о жизни и творчестве поэта
• В заключении дети рисовали, лепили, делали аппликации, конструировали из бумаги по прочитанному.
Н-р, после знакомства со «Сказкой о рыбаке и рыбке» дети нарисовали рисунки «Золотая рыбка», «Буря на море», был проведён конкурс «Золотых рыбок много не бывает», где каждый ребёнок представил свою золотую рыбку, дети приняли участие в театрализованной игре по сказке о золотой рыбке и игре-фантазии «Если бы я поймал золотую рыбку», было организовано спортивное развлечение по прочитанному произведению, а в заключении вместе с детьми был изготовлен макет.
Также вместе с детьми была создана коллективная работа «У лукоморья дуб зелёный».
В процессе знакомства со «Сказкой о царе Салтане» дети конструировали из бумаги «Волшебный город князя Гвидона», сконструировали богатырей, изготовили поделки и рисунки Царевны-лебедь, белочки. Родители были первыми помощниками в проекте и совместно с детьми тоже изготовили поделки.
На заключительном этапе проекта была организована выставка детско-родительского творчества «Мой любимый сказочный герой» и создание мини-музея «Путешествуем по сказкам Пушкина», экспонаты которого были сделаны совместно с детьми, родителями и воспитателем в разных техниках, а также участие детей в фестивале детских исследовательских работ «Мой проект» внутри детского сада с проектом «Наш Пушкин» в марте этого года.