Папки-передвижки

Развитие у детей дошкольного возраста самоконтроля и ответственности за свои поступки в ходе взаимодействия со сверстниками

Наталья Баринова
Развитие у детей дошкольного возраста самоконтроля и ответственности за свои поступки в ходе взаимодействия со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Баринова Наталья Вячеславовна,

МАДОУ «Детский сад № 95»

«Развитие у детей дошкольного возраста самоконтроля и ответственности за свои поступки в ходе взаимодействия со сверстниками»

Сегодня я хочу поделиться опытом работы, интересы которой обращены к воспитанию социально- нравственных качеств у детей.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобретает актуальность в связи с ситуацией, которая сложилась в современном обществе.

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста самоконтроля и ответственности за свои поступки в ходе взаимодействия со сверстниками» размещена в разделах

Возникший вакуум непонимания добра и зла подрастающим поколением ставит общество перед опасностью потери нравственных ценностей.

Чем прочнее сформированы эти качества у ребенка, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих и тем легче ему адаптироваться в обществе сверстников. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет,зависит от содержания воспитания, то есть от нас с вами. Вопросами формирования основ нравственности занимаются и занимались очень многие ученые. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Среди современных исследователей, которые занимались вопросами нравственного воспитания можно выделить В. В. Попова, О. С. Богданова, Л. Р. Болотина, В. И. Логинова, Л. И. Романова.

Для того,чтобы определить у детей уровень сформированностинравственных понятий провела индивидуальные беседы с детьми, наблюдения за их поведением в разных видах деятельности. В результате отметила недостаток культуры поведения и доброжелательности в их отношении друг с другом,и что многие из них не могут правильно объяснить даже такие категории,как дружба, зло.

Исходя из наблюдений за поведениемдетей я поставила задачи по формированию у них в единстве нравственных чувств, нравственного сознания и нравственного поведения.

1. Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других людей, проявлять сочувствие.

2. Развивать умение выражать свое отношение к собственным поступкам, и поступкам сверстников, оценивать их.

3. Приучать детей следовать правилам культуры поведения и самодисциплине.

Предметно-развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка во всех видах детской деятельности. Мы старались создать рационально- организованную среду, насыщенную разнообразными дидактическимисредствами и игровым материалом.

Детям очень нравится находиться в уголке дружбы, который мы постарались сделать привлекательным. Поместили в него материал, который бы сближал детей, давал возможность друзьям пообщаться друг с другом. В группе всегда имеются звездочки, медали, флажки, которые я вручаю детям за хорошие поступки.

Чтобы сформировать у детей нравственные мотивы поведения, которыми они могли бы руководствоваться в своих поступках, широко использовала этические беседы. Материал для бесед подбирала близкий к жизненным ситуациям. Это беседы на темы:

«Совершаем добрые поступки», «Как и чем можно порадовать близких», «Не будь жадным», «Вместе не грузно, а врозь - хоть брось», «Терпение и труд все перетрут»; С помощью вопросов, уточнений, помогала им придти к правильному выводу и закрепить верные суждения и оценки поступков.

Проводила индивидуальную работу с детьми, так как

одни дети быстрее постигали глубину ситуации,другие- медленнее.

После проведения этических бесед, направленных на усвоения детьми норм и правил поведения организовали экскурсию в библиотеку, где работники библиотеки в игровой форме с персонажами рассказали «Какая должна быть дружба» Придя в группу, дети долго вспоминали и обсуждали положительных и отрицательных персонажей.

Считаю, что литературный материал незаменим в нравственном воспитании детей, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Например, беседуя с детьми после прочитанногорассказа Н. Носова «Карасик», старалась построить беседу так, чтобы ответы детей показали причину душевного состояния героя и чтобы сами дети почувствовали его переживания. Для этого задавала вопросы : Что беспокоило Виталика? Почему он так переживал? Все участвующие в беседе дети согласились, что мальчикпереживает. С детьми прочитали много произведений, направленных на умение детей справедливо оценивать поступки других людей.

«За обедом» С. Баруздин

«Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский

Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котёнок», «Птичка», «Корова», «Два товарища»

«Крот и его друзья» З. Ежикова

«Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский

«Урок дружбы» М. Пляцковский

«Чук и Гек» (отрывки из повести) А. Гайдар

В. Осеева «Что легче», «Хорошее», «Кто хозяин?», «На катке», «Три товарища», «Сыновья», «Синие листья».

«Как Вовка праздновал день рождения» С. Лежнева

Даже после проведения данного этапа работы между детьмипродолжали возникать конфликты, ссоры. Возникла необходимость с помощью вежливых слов научить ребят конструктивно решать конфликты. Провела игру «Магазин вежливых слов», в которой за каждое вежливое слово ребенок получал фишку. С целью активизации этих слов в свободной речи, провела много других словесных игр и упражнений. «Доскажи словечко», Преврати злое слово в доброе», «Комплименты».

Чтобы показать детям многообразие вежливых слов, которые люди используют в общении друг с другом, мы поместили их на волшебное дерево. Дети были заинтересованы, старались придумать вместе с родителями новые волшебные слова.

Впоследствии заметила, что дети стали больше и сознательнее использовать эти слова в общении со сверстниками.

Однако, наблюдая за взаимоотношениями воспитанников, я пришла к выводу, что составление правилповедения в группе наглядным способом неизбежно. И дети, особенно девочки, были со мной согласны. Мы совместно разработали правила поведения: в группе, на прогулке, в игре. Эти правила оформили в виде таблицы «Хорошо- плохо», в которой плохие поступки были зачеркнуты.

В случае необходимости предлагала отдельным детям подойти к таблице и найти картинку, которая соответствует его поступку и спрашивала, как надо было поступить? Подобная практика пошла детям на пользу. В последствие, поглядывая на таблицу и вспомнив правила, дети старались их не нарушать. А вновь пришедшим после болезни они самостоятельно рассказывали и показывали эти правила.

Когда дети освоили основные правила поведения со сверстниками,мыперешли ко второму этапу работы - осознание собственных поступков.

В игровом задании «Определи какой ты друг» сначала предложила детям дать яркую звездочку участнику игры, которого он считает хорошим товарищем. Во 2-ой части этого игрового задания предложила детям взять себе красный шарик, если он себя считает хорошим другом и взять синий, если он иногда обижает друзей. Из 7 играющих детей 6 человек взяли красный шарик и только один – шарик синего цвета. Это еще раз подтвердило, что многие дети еще не научились справедливо оценивать свои поступки

Детям всегда легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Чтобы помочь им осознать себя, как значимую личность, сделать вывод о своем поведение предложила игру- дискуссию «За что меня можно похвалить»

Уточнила, что на желтую полоску встают те дети, которые, как они считают, сделали хороший поступок, а на синюю - те, кто вспомнил о своем неприятном поступке. Просила рассказатьи доказать, в чем их поступок был хорош, в чем плох. Разгорелась жаркая дискуссия. Дети вспоминали случаи из домашних событий, очень сопереживали друг другу.

Поняла, что у одних детей одним из наиболее значимых мотивов поведения являетсяжелание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, у других- стремление к самоутверждению. Оба мотива нужные и важны. Договорились с детьми,что их наиболее яркие поступки будут обсуждаться и выставляться на экране «Панорама добрых дел» или тучками или маленькими солнышки в конце недели.

Чувства переживания эмоции всегда присутствуют при обсуждении. Дело доходило до слез. Заметила, что особенно было важным получить хорошую оценку для тех детей, которых мало хвалят. Старалась этих детей не оставлять без внимания.

Большое значение придавала развитию у детей умению выражать свое отношение к товарищам. С этой целью использовала игру «Пожелание другу».

Дети подыскивали пожелания, которые были бы приятны им самим. Они, предавая игрушку «Домовенка», товарищу желали чтобы:

было много друзей,

чтобы слушался маму и бабушку,

чтобы ты побольше гулял в лесу и многое другое.

Чтобы вызвать у детей чувство дружбы друг к другу, заботы

договорились устроить сюрприз часто болеющему мальчику, у которого был День рождения. Дети с удовольствием рисовали, делали аппликации. Все работы собрали в альбом и подарили его очень довольному Севе. Сева улыбался, но мне было более приятно, что, даря подарок, улыбались сами дети. Это еще раз подтвердило то, что проведенная работа не прошла даром. Дети стали добрее.

В конце проведенной работы предоставила каждому ребенку возможность выразить отношение к своему другу через организацию вернисажа «Мой друг»

Родители являются хорошими помощниками в нашей работе. Стараемся обеспечивать информированность родителей о жизни ребенка в детском саду. При помощи мероприятий мы приобщали родителей к совместной деятельности, направленной на воспитание культуры поведения детей. С этой целью провели родительское собрание, конкурс совместного рисунка «Что такое доброта», родители поделились опытом семейного воспитания.

В результате проведенной работы отметила положительную динамику в освоении правил. Дети стали больше общаться друг с другом, самостоятельно следовать правилам культуры поведения, научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников. Стали эмоционально – отзывчивее и доброжелательнее.

Список литературы:

• 1. Антонова,Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях[Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Педагогика, 2006. - 250 с.

• 2. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н. Е. Богуславская. - Екатеринбург: АРГО 2007. - 191 с.

• 3. Воронова, В. Я Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В. Я. Воронова - М. : 2000. - 193с.

• 4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова,Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 270с.

• 5. Годовикова, Д. Б., Гаврилова, Е. И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение [Текст] /Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова. - М. : АРКТИ, 2002. - 156 с.

• 6. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : ПИТЕР, 2009. - 209с.

7. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2002. - 360 с.

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Дидактическая игра «Помоги рыбке найти свои водоросли. Сложение и вычитание в пределах 10» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Помоги рыбке найти свои водоросли. Сложение и вычитание в пределах 10» для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Помоги рыбке найти свои водоросли» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление навыков сложения и вычитания.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Картотека игр на развитие произвольности и самоконтроля. Часть 1 Не секрет, что в наше время произвольность детей (умение управлять собой, следовать правилам) находится на довольно низком уровне. Дети плохо.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста самоконтроля и ответственности за свои поступки в ходе взаимодействия со сверстниками
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 14:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей дошкольного возраста самоконтроля и ответственности за свои поступки в ходе взаимодействия со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Баринова (УИ 323183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД