МААМ-картинки

Развитие умений задавать вопросы

Елена Цыцаркина
Развитие умений задавать вопросы

Слайд 1 титул Развитие умений задавать вопросы

Слайд 2

«Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития».

Публикация «Развитие умений задавать вопросы» размещена в разделах

А. И. Савенков

Слайд 3

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.

Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того, чтобы понять как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Слайд 4

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труд

Слайд 5

Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия.

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.

Слайд 6

Какими могут быть вопросы

Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно.

Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на ее недостаточность.

Слайд 7

Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие (прямые или «ли» - вопросы). Верно ли, что … Надо ли, создавать … Должен ли …

Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.

Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов.

Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные.

Слайд 8

Приведем примеры: Правда ли, что у тебя дома растет дерево? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например – «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?

Слайд 9

2. Восполняющие (или неопределенные, непрямые, «к» - вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Слайд 10 Пример

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.

Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

Предпосылкой, или как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или не в явной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить.

На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.

Слайд 11

Вопросы могут быть корректными и некорректными.

Первые:

Корректные - это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях.

Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса.

Если же спрашивающий знает об этом и все равно задает вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей задающих такие вопросы еще в древности философы именовали «софистами», а сам прием задавания таких вопросов софистическим приемом.

Слайд 12

Примеры

Наиболее важное логическое требование к постановке вопроса заключается в том, чтобы его основная, или базисная, часть была истинным суждением. В этом случае вопрос считается логически корректным.

Однако существуют логически корректные вопросы, основные части являются ложными суждениями. Например, вопросы : Возможно ли создание вечного двигателя? Есть ли разумная жизнь на Марсе? Изобретут ли машину времени? и т. п

Некорректные вопросы могут быть провокационными, направленными на то, чтобы запутать собеседника, сбить его столку, поставить в некий логический тупик (софистическими).

Слайд 13

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

Слайд 14

Другое задание, – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладем на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т. п.

Слайд 15

В науке логике выделено много видов и типов вопросов это :

вопросы установления сходства и различия;

вопросы установления причинно-следственных связей и др.

Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.

К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с младшими школьниками.

Список этот взят из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти» :

«Строганок – то чем строгают.

Копатка – то чем копают.

Колоток – то чем колотят.

Цепля – то чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, то что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

Кусарики – то, что кусают.» [Чуковский К. И. От двух до пяти. –М., 1990. –С., - 30].

Другой пример тоже содержащий вопросы с ошибками - веселое задание – «Вопросы и ответы». Читаем детям и ставим задачу – отвечать хором :

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

Слайд 16

Игра – «угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух, и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем, остальным детям надо догадаться каким был вопрос.

Образцы вопросов :

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа похожие на дракона (грифона, химеру и т. п. ?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Почему пригородные поезда называют «электричками»?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь нашей страны называют Красной?

Прежде чем выполнять задание надо договориться, с отвечающими детьми, о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Найдите причину события с помощью вопросов. Психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй - стоял до гонца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Сережа готовился к уроку, но когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолет целый день летал над кольцевой автодорогой? Как вы думаете почему?»). Первое задание лучше выполнить коллективно, называя вопросы в слух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.

Игра – «вопросы машине времени».

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени, один из прошлого, другой из настоящего третий из будущего.

Игра – «вопросы незнакомца».

Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?

Игра – «вопросы домашних животных».

Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.

Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются :

кто … ?

что … ?

когда… ?

где… ?

как … ?

почему … ?

а вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

Слайд 17

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения

Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? Какова иерархия уровней креативной постановки вопросов? В ряде специальных исследований содержатся любопытные ответы на эти вопросы.

Мы часто встречаемся с оценочными суждениями в отношении вопросов. Тот или иной вопрос могут назвать «глупым», или, напротив «умным», «интересным». Часто это зависит от субъективных причин, но все же есть основания и для объективной оценки. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы также существует своя иерархическая лесенка? Мы рассмотрим ее на примере схемы, израильского психолога

Эрика Ландау - специалист в области обучения одаренных детей

Уровни креативной постановки вопросов

Куда дальше?

Вопрос, ориентированный

на будущее

Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос

Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос

Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос

Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос

Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос

[Ландау Э. Одаренность требует мужества; Психологическое сопровождение одаренного ребенка, -М., 2002, - с. - 121]

Слайд 18

Часто детские вопросы начинаются со слов «почему», «отчего». Мы к этому давно привыкли и даже создали специальный термин для обозначения детей, которые их задают – «почемучки». При этом, некоторые исследователи, изучавшие характер детских вопросов, считают, что в начале изучения какого-либо предмета, каузальные вопросы ( например: «Почему…»; «Отчего…») непродуктивны. Это вопросы пассивные, обусловленные прошлым и они недостаточно стимулируют интерес к дальнейшим вопросам. Напомним, что кауза (causa) - в переводе с древнегреческого - «причина».

Поэтому желательно, чтобы в начале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы : «Кто…»; «Как…»; «Что…»; «Где…»; «Когда…». Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию – «здесь и сейчас». Это позволяет ее осмыслить. Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.

И только после того как проблемная ситуация по возможности точно описана, мы можем выйти на следующий уровень - задавать каузальные вопросы : «Почему?»; «Отчего?». Таким образом, мы связываем вопросы : «Кто…»; «Как…»; «Что…»; «Где…»; «Когда…». Этот, второй по счету, уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).

Слайд 19

Последовательное прохождение через эти уровни позволяет научить ребенка более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания. Это создает базис для вопросов следующего уровня – «субъективных вопросов» : «Что я об этом знаю?»; «Что я при этом чувствую?»; «Когда я видел или переживал, что-либо подобное?». Как видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию ими проблем, но и развивает их мышление, содействует вовлечению их в проблему.

Следующий виток спирали – «воображаемый вопрос». Он обычно звучит так: «Что было бы, если?»; «Что случилось бы, если?.» и т. п. В собственной опытно-исследовательской практике мы неоднократно сталкивались с тем, что дети начинают с аналогичных вопросов, вопросов этого уровня. Это крайне непродуктивно в начале изучения проблемы, так как обычно не дает возможности ее изучить, а сразу уносит с фантазией «куда-то за облака».

«Оценочные вопросы» - следуют сразу за воображаемыми. «Что лучше?»; «Что правильнее?». Теперь, когда мы прошли все предыдущие уровни вопросов, обязательно должна последовать оценка. Причем важно понимать, что если оценочные вопросы появятся раньше, мы будем существенно ограничены в материале для развития детского мышления.

Если формально рассматривать проблему, то оценочный уровень должен венчать всю схему, но мы уже отмечали, что завершение одной задачи для творческого человека не окончание работы, а лишь начало новой. Мы должны готовить детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому нам необходимо приучать их к дальнейшим вопросам. «Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?»; «Что еще ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребенка, заставляет проверить, как далеко простираются границы его креативности.

Публикации по теме:

Детские ответы на взрослые вопросы От чего нужно защищать детей? -От мух (Кирилл) -Чтоб они на улицу не убежали (Вика А.) -От драконов (Аксинья) -Чтобы собаки не съели (Георгий).

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст "почемучек"-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы "Почему?", "Зачем?" и "Как?".

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы»Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие умений задавать вопросы
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 23:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД