МААМ-картинки

Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры

Халилова Лемара
Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

Живая природа – это многогранный, удивительный, сложный, мир. На этапе дошкольного возраста дети получают первоначальные знания о природе, накапливают представления о разных формах жизни живых объектов природного сообщества, у них развиваются первоосновы экологического сознания, мышления и тем самым закладываются начальные элементы экологической культуры. На ребенка природа оказывает огромное влияние, поэтому очень важно, с раннего возраста закладывать у него первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых и неживых организмах.

Публикация «Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры» размещена в разделах

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, в процессе игры он готов открыть мир для себя и себя миру. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также подчеркнуто, что реализация всех программ дошкольного образования, должна проходить в специфической для детей деятельности, а именно, в игре. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях процесс познания и накопления опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунов, Г. В. Кирикэ, Л. П. Молодова, и др. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

С. Н. Николаева отмечает в своих работах, что развитие экологических представлений - необходимое условие для выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [5]. В то же время экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. [25, c. 101].

Дидактические игры экологического содержания - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Главное что, объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания, а так же выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Дидактические игры экологического содержания формируют у детей положительную мотивацию к овладению экологическими представлениями. Воспитанники усваивают нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, овладевают экологическими представлениями, связанными с личной причастностью их к решению экологических проблем своего ближайшего окружения, а также у них формируется интерес к природным объектам и явлениям, появляется потребность в общении с представителями животного и растительного мира.

Использование дидактических игр в развитии экологических представлений дошкольников осуществляется в три этапа:

1 этап - воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая соответствует задачам воспитания и обучения. Определяет удобное время и место проведения игры, подготавливает нужный дидактический материал. Необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.

2 этап - проведение самой игры, которое включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.

3 этап - воспитатель анализирует весь процесс игры (все ли дети были задействованы, какие приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры).

Очень важно, что воспитатель обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать: как нужно играть - это помогает быстрее овладеть навыками данной игры. Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в игру сказочного персонажа (Старичка – Лесовичка, Дедушки Зная и др., который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

Рассмотрим основные виды дидактических игр :

1) Игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы (семена, листики, камушки, разнообразные цветы, шишечки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др.) Игры можно проводить в группе (в экологическом уголке, на прогулках.

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».

Дидактическая задача : найти дерево по названию.

Игровое действие: бег к названному (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).

Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Ход игры : воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Дидактическая игра «Кто быстрее угадает растение, дерево».

Дидактическая задача : найти предмет по описанию.

Игровое действие: угадывание растений по описанию.

Правило: искать растение, дерево можно только после рассказа воспитателя.

Ход игры : воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве, о котором говорят, что – либо спрятать.

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Дидактическая задача : закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Предварительная работа : Воспитатель рассказывает: «Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидоре».- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.

Ход игры : Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

2. Настольные дидактические игры. Интересное занятие для детей при ознакомлении с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки».

В это лото играют по традиционным правилам: все фишки складываются в мешочек, а игрокам выдаются карточки. Ведущий достает фишки из мешка, а игроки накрывают ими совпадающие картинки на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками все картинки.

3. Словесные дидактические игры. Такие игры строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают их по описанию; находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Дидактическая игра «Ромашка»

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель игры : учить с помощью стихотворного текста представлять изменения в природе по сезонам года; развивать память, мышление, воображение; прививать любовь к природе.

Таким образом, формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Список литературы:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М., 1992. – 150 с.

2. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А. В. Калиниченко, Н. В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. – 127 с.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 2004. – 263 с.

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / С. Н. Николаева. – М. : «Академия», 2002. – 336 с.

5. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. - М. : Педагогика, 2006. – 326 с.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие математических представлений посредством дидактической игрыРазвитие математических представлений посредством дидактической игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 14:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Халилова Лемара (УИ 2854188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД